время печали еще не пришло (1995)

Jan 05, 2014 04:17





В 1995 году Сергей Сельянов, будущий продюсер «Брата» и один из подлинных киноманов среди отечественных функционеров от искусства, выступает в роли режиссера и автора сценария. За плечами у него уже был к тому моменту сценарий к «Замку» Балабанова. В результате на свет появляется нежная фантасмагория «Время печали еще не пришло». Возможно, это главный фильм российских 90-х, значение которого еще будет раскрываться. В момент своего появления он, кажется, оставил всех абсолютно равнодушными.

С одной стороны, он очень провинциальный и конкретный, с узнаваемыми чертами эпохи, некоторые из которых совсем уж смехотворны. Например, герой захватывает самолет, чтобы увезти женщину в Париж. Заложники аплодируют террористу: он мужик, он увозит их из совка в другую жизнь, на которую - хотя бы посмотреть одним глазом и то уже впечатлений на всю жизнь. Два кусочека колбаски, короче говоря, все еще лежали на столе к 1995 году. Эстетически при этом фильм сделан практически безупречно, он является выдающимся примером конструирования атмосферы, и даже несколько прямолинейных шуток и апелляция героев к «наступающей эре Водолея» этого в итоге не портят.




С другой - этот фильм не про десятилетие, а про Россию в вечности. Про Россию, которая своим грузным гигантским телом навалилась на людей, и раздавила в них все человеческое - их корни, их память, их языки и веру. Утрированные этносы маятся неприкаянными в русской пустоте, пытаясь вспомнить свои песни на немецком и идиш. Такой примордиализм и поиски национальной идентичности. Где-то там можно уловить и болезненную идею «Русской республики» - национальной автономии в составе РФ. Правда русский парень в фильме с самого начала умеет петь свои песни, зачем ему.

В России нет жизни, и население, погруженное в свою пошлую повседневность, забыло, что жизнь вообще есть. Нужен кто-то, кто покажет, что за пределами России тоже живут люди. Он приходит как чудо - мне кажется, вся эта история ужасно понравилась бы Павлу Пряникову.

Из России невозможно бежать - она все равно догонит, растопчет, уничтожит, даст двушечку. Досмотрите до последних сцен, поймете о чем идет речь. Даже те, кто уехал из России, бесконечно возвращается в нее, с каким-то махозистским наслаждением глядя из-за заокеанской свободы на то, как копошится здесь narod и intelligentsia. Ты умрешь, а Россия останется - страшное кровавое чудовище, требующее рожать тройни, пожирающее своих детей.

Победить Россию можно иначе. Одну из главных ролей в фильме играет Мамонов, и тут он сыграл себя самого, каким он стал через двадцать лет, - уже не иронического музыканта и актера, веселого алкоголика, но гуру, видящего вещи в истинном свете. Вот если стать блаженненьким, буддистом, иноком, успокоиться, говеть, поститься, медитировать, то можно и увидеть: Россия есть ничто.




Но это, правда, ничего не изменит.

Очень хороший фильм, всем рекомендую.

Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.

этастрановедение, национализм, рекомендации, кино

Previous post Next post
Up