Евгений Додолев “Взгляд - битлы Перестройки”. М., 2012.
Все мои последние изыскания в области позденесоветского ТВ и отсылки к той эпохе в целом индуцированы очень смешной книжкой, которую я читал между делом. Журналист Додолев попытался рассказать о героической эпохе отечественной теле-журналистики, получилось у него это пылко, но совершенно бестолоково. Текст распадается на бесконечные повторы, интервью с друзьями и бывшими соратниками Додолева, и все это склеено философскими рассуждениями автора о новейшей истории, современности, новых и старых медиа-звездах, прожитых годах и бабле. В части интервью попадаются по-настоящему интересные вещи, но в целом книги у Додолева написать не получилось. Просто времена настали такие (я тоже могу присоединиться к авторской лебединой песне), что книгу можно издать даже на основе содержимого корзины для бумаг.
Центральная форма повествования, впрочем, у текста имеется. Это сплетни. Кости перемываются почти всем, начиная от Влада Листьева и преподаюшего в Высшей школе экономики Анатолия Лысенко и заканчивая Навальным и Тиной Канделаки. Автор, исполненный благородством, молчит лишь в отношении тех, кому он “по жизни обязан” - главной из таких фигур является Иван Демидов. Смертельный враг Додолева -это не кремлевские старцы и не пыльная эпоха, против которой сражаются взглядовцы, оставшиеся в строю, - Политковский и Мукусев. Больше всего Додолева раздражают неподлинность, неискренность существования современных авторов, пишущих в ЖЖ и Твиттер. Этим формам досуга он противопоставляет высокую школу репортажа “Взгляда” и бескомпромиссную борьбу за эфир. Раньше, короче говоря, и трава была зеленее.
В визуальном смысле в книге меня больше всего поразила свадебная фотография Политковских, сделанная на фоне какого-то советского памятника - невеста и жених в центре, а по флангам свидетели и родственники. Точно такая же была в семейном альбоме моих родителей, что свидетельствует об уникальном культурном единстве позднего СССР, где концепты и эстетические каноны были общими для всех и схватывались, соответственно, на лету. Именно в таком пространстве существовал “Взгляд”, программа, которую, по утверждению Додолева смотрели 200 млн человек одновременно.
В интервью можно встретить различные поучительные истории. О том, как некоторые взглядовцы занимались откатами, например. Или о том, как они продавали коммерческую рекламу, работая на государственном телевидении, а деньги клали в карман. Бэкграунд у ведущих - советское иновещание, “контрпропаганда”, ориентированная на рассказ Западу о том, как процветает СССР. Это оказалось хорошей школой. Или вот история - взглядовцы в один голос говорят о том, что демократия на ТВ у нас кончилась с приходом Ельцына, при котором плохих репортеров, задававших неправильные вопросы начали тихо отодвигать в сторону. Время романткив закончилось, а началось время Караулова и Парфенова. Последний для этой тусовки враг, трусливый предатель интересов журналистики. Ну и прочее в том же духе.
В целом могу рекомендовать к пролистыванию для интересующихся историей и тем, как в этой стране делались медиа. Обращайте внимание на интервью, хотя книга сверстана так, что найти их в авторском словесном потоке непросто, и от чьего имени идет повествование почти всегда не ясно.
P.S. В заголовок книги вынесена фраза Тимофея Шевякова, которого Додолев называет историкам, за характеристику “Битлами” благорадит и ни в каком участии в провокациях на фронте журналистики не подозревает. Очень приятно, когда фразы бывших коллег вот так расходятся влет.
Originally published at
kmartynov.com. You can comment here or
there.