брюзжащие совки эпохи финальной стабильности

Jul 16, 2012 06:20




Евгений Додолев “Взгляд - битлы Перестройки”. М., 2012.

Все мои последние изыскания в области позденесоветского ТВ и отсылки к той эпохе в целом индуцированы очень смешной книжкой, которую я читал между делом. Журналист Додолев попытался рассказать о героической эпохе отечественной теле-журналистики, получилось у него это пылко, но совершенно бестолоково. Текст распадается на бесконечные повторы, интервью с друзьями и бывшими соратниками Додолева, и все это склеено философскими рассуждениями автора о новейшей истории, современности, новых и старых медиа-звездах, прожитых годах и бабле. В части интервью попадаются по-настоящему интересные вещи, но в целом книги у Додолева написать не получилось. Просто времена настали такие (я тоже могу присоединиться к авторской лебединой песне), что книгу можно издать даже на основе содержимого корзины для бумаг.

Центральная форма повествования, впрочем, у текста имеется. Это сплетни. Кости перемываются почти всем, начиная от Влада Листьева и преподаюшего в Высшей школе экономики Анатолия Лысенко и заканчивая Навальным и Тиной Канделаки. Автор, исполненный благородством, молчит лишь в отношении тех, кому он “по жизни обязан” - главной из таких фигур является Иван Демидов. Смертельный враг Додолева -это не кремлевские старцы и не пыльная эпоха, против которой сражаются взглядовцы, оставшиеся в строю, - Политковский и Мукусев. Больше всего Додолева раздражают неподлинность, неискренность существования современных авторов, пишущих в ЖЖ и Твиттер. Этим формам досуга он противопоставляет высокую школу репортажа “Взгляда” и бескомпромиссную борьбу за эфир. Раньше, короче говоря, и трава была зеленее.

В визуальном смысле в книге меня больше всего поразила свадебная фотография Политковских, сделанная на фоне какого-то советского памятника - невеста и жених в центре, а по флангам свидетели и родственники. Точно такая же была в семейном альбоме моих родителей, что свидетельствует об уникальном культурном единстве позднего СССР, где концепты и эстетические каноны были общими для всех и схватывались, соответственно, на лету. Именно в таком пространстве существовал “Взгляд”, программа, которую, по утверждению Додолева смотрели 200 млн человек одновременно.

В интервью можно встретить различные поучительные истории. О том, как некоторые взглядовцы занимались откатами, например. Или о том, как они продавали коммерческую рекламу, работая на государственном телевидении, а деньги клали в карман. Бэкграунд у ведущих - советское иновещание, “контрпропаганда”, ориентированная на рассказ Западу о том, как процветает СССР. Это оказалось хорошей школой. Или вот история - взглядовцы в один голос говорят о том, что демократия на ТВ у нас кончилась с приходом Ельцына, при котором плохих репортеров, задававших неправильные вопросы начали тихо отодвигать в сторону. Время романткив закончилось, а началось время Караулова и Парфенова. Последний для этой тусовки враг, трусливый предатель интересов журналистики. Ну и прочее в том же духе.

В целом могу рекомендовать к пролистыванию для интересующихся историей и тем, как в этой стране делались медиа. Обращайте внимание на интервью, хотя книга сверстана так, что найти их в авторском словесном потоке непросто, и от чьего имени идет повествование почти всегда не ясно.

P.S. В заголовок книги вынесена фраза Тимофея Шевякова, которого Додолев называет историкам, за характеристику “Битлами” благорадит и ни в каком участии в провокациях на фронте журналистики не подозревает. Очень приятно, когда фразы бывших коллег вот так расходятся влет.

Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.

книги, ссср, история, сми

Previous post Next post
Up