как еще можно бороться с коррупцией

May 18, 2012 07:03




Джейсон Гудвин “Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов”. М.: “КоЛибри”, 2012.

Книга Гудвина вопреки оригинальному названию (A History of the Ottoman Empire) - это не столько история государства, сколько очерки его жизни, расположенные в хронологическом порядке, и изрядно напоминающие стихи. Предмет исследования, пожалуй, вполне подходящий - во всех деталях более чем пятисотлетнюю историю государства османов все равно не описать, зато оно способно занять достойное место в волнующей черед “потерянных цивилизаций” - наряду с Византией и Советским Союзом. В начале книги Джейсон Гудвин рассказывает историю о филологическом конгрессе, на котором писателя-турка просят привести пример классической османской поэзии. “У нас нет классики”, - горько бросает тот. Язык, на котором говорила и писала погибшая империя, сегодня является достоянием нескольких профессоров. Хотя, кто знает, может быть в современной Турции живут себе тамошние “имперцы”, мечтающие о реставрации султаната.

Основной интерес в этом тексте состоит в формировании ментальной карты империи, чьи принципы управления и формы организации, социальные страты радикально отличались от всего, что было известно в христианской Европе. На каком-то этапе истории османы стали самым эффективным народом-завоевателем, сумевшими не только успешно завершить легендарную осаду Константинополя под грохот гигантских артиллерийский орудий, но и сохранить захваченные земли. В течение нескольких веков, пока Запад погряз в войнах и распряд, османы сохраняли покой. У их империи было не десять “спокойных лет” Столыпина, а многим больше. Но кончилась эта стабильность совсем не так, как мечтают консерваторы (среди поклонников османских нравов числился, кстати, великий визионер-традиционалист Константин Леонтьев). Легендарные янычары к 19 столетию превратились в обузу для султана, и армию пришлось реформировать на европейский манер. Империя перестала быть домом знаний и идеальной военной машиной и стала, по выражению русского императора Николая I, “больным человеком Европы”.

Уникальность социального устройства империи состояла в том, что большая часть османских сановников не было турками по происхождению. Примерно раз в три года в соответствии с принципами девширме турецкие сборщики отправлялись на Балканы и брали там “живой налог”, сыновей славян и греков, которые затем проходили обучение и принимали ислам. Наиболее талантливые из них становились чиновниками, художниками и учеными, вершина карьера такого юноши - звание великого визиря, фактического правителя страны при султане. Другие пополняли ряды элитной янычарской пехоты империи. Но и те, и другие считались личной собственностью правителя, и не имели никаких наследственных прав на свои должности, земли и имущество. В этом смысле перед нами пример радикальной (и совершенно неэгалитарной, учитывая статус султана) меритократической модели, прямой противоположностью которой были аристократические традиции Запада. Именно это социальное устройство в зените турецкой славы, XVI веке, стало причиной побед империи.

Для современной России урок тут может состоять в частности в том, что не все средства борьбы с коррупцией одинаково хороши, и что сама по себе победа над ней не является залогом успешного развития общества. Ну а кроме того, есть соблазн обратится к российским “имперцам” и монархистам всех мастей - не желают ли они, доводя логику единовластия до логического завершения, взять за основу именно османскую модель, объявив все “население” (прекрасный эрэфовский новояз!) личной собственностью правителя? Это было бы очень кстати, учитывая что тем самым разрешится и давняя русская недоговоренность о том, кому принадлежат в России недра, заводы и прочие предметы торга в капиталистической экономике.

Из мелких деталей книги Гудвина то и дело складывается, кроме того, повествовование о “роли религии в государстве”. Османы не пытались изменить жизнь завоеванных народов, говорит он, и не обращали их насильно в свою веру. Ведь последняя предполагала, что явится Махди, который рассудит, чья вера была праведной, а до тех пор туркам стоит ждать и владеть мирам. Кружатся по тексту книги деревиши, грабят корабли госпитальеры, а еще автор делает предположение - атака османов на Вену в 1537 году хоть и не окончилась решительной осадой города, но все же спасла жизни лютеран, с существованием которымх Карл V в условиях исламской угрозы предпочел смириться.

Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.

книги, история

Previous post Next post
Up