Есть все предпосылки для возникновения в современной России мощного реформаторского движения. Главная из этих причин - это чудовищная самоуверенность и косность РПЦ, которая привыкла к собственному статусу единственной и уникальной религиозной организации, опосредующей отношения между Богом, российским обществом и российской властью и получающей за это дивиденды. РПЦ превратился в библейского Голиафа и просто обязана встретить теперь своего Давида. Простой пример - недавно РПЦ получила патент на культурное образование мигрантов. Острые языки назвали это “ленивым миссионерством” - вместо того, чтобы посылать священников в Среднюю Азию и встречаться там с местными опасностями, РПЦ дожидается, пока новая паства сама приедет в надежде на лучшую долю.
Кому нужна такая церковь? Тем, кому на самом деле все равно, и кто верит не в Бога, а в свечки, кроме того той части населения, которая просто до крайности “забита” и не смеет взгляда вверх поднять - начальник пугает, ну и еще узкой части распропагандированных прихожан, которые в Реформации увидят “оранжевую угрозу”.
Первый молодой, активный, серьезно настроенный священник, который открыто и искренне бросит вызов РПЦ, может запустить цепную реакцию. Это будет такой церковный Навальный, наверняка - блогер. Главное, что он должен сделать, это заявить, что вера - это всерьез, и что каждый, кто меняет ее не джип и на квартиры, - на самом деле атеист. Будет проект РосПрав, российское православие. И реформация будет проходить под лозунгами возвращения к настоящему православию, настоящей серьезной, искренней горячей веры. Это будет отличать реформаторов от многочисленных сект. За ними пойдет достаточно большая прослойка образованных мирян, уставших от официальных попов, этакая Болотная площадь церковного мира.
И это все будет очень тесно переплетено с политикой, потому что Реформация может быть только антипутинской, как и в истории с Лютером власть светская и церковная будут связаны воедино. Лютер, кстати, был блогером 16 века - давал людям новейший медиапродукт, печатную Библию на немецком. Православие под ударом печати со скрипом устояло в отличие от католичества в северной Европе, а вот от Интернета может и не оправиться.
Реформация при этом может быть чрезвычайно вредным явлением для России. Вспомним, что вслед за Лютером начались волны религиозного фанатизма, религиозные войны. Реформация будет означать дальнейшее сворачивание секулярного общества и гражданских свобод. Какие-то “розовые”, либеральные верующие тут вряд ли возможны - они готовы и нынешних иерархов терпеть.
В этом смысле атеистам стоит задуматься о том, чтобы поддержать РПЦ - организацию монструозную, опасную, но все же слишком ленивую, чтобы постоянно и систематически навязывать обществу свою волю.
Вспомним, что жизнь рядового протестанта в первые века существования религии была гораздо более регламентирована, гораздо менее свободна, чем жизнь католика - даже термин “пуританин” приобрел соответствующий нарицательный смысло.
Поэтому нынешним критикам РПЦ нужно хорошо подумать, каких “ангелов” они призывают.
Originally published at
kmartynov.com. You can comment here or
there.