Город в последнее время становится главной звездой мировых медиа. Впервые за всю историю человечества половина населения планеты живет сегодня в городах. А к 2050 году горожанами станут уже две трети жителей земли. Социологи, которые в конце прошлого века вслед за Маршаллом Маклюэном твердили о «глобальной деревне», сегодня предпочитают провозглашать рождение глобального города - точек в пространстве, связанных коммуникационными узлами, авиационными линиями и работой транснациональных корпораций. Такой город становится местом, где концентрируются высокооплачиваемые профессионалы, доходы которых в разы превышают среднюю заработную плату их соотечественников.
На примере Москвы нам хорошо известно, что город становится не только образом будущего для планеты, надеждой на победу над бедностью, но и главным источником наших повседневных проблем. Инфраструктура мегаполисов не справляется с нынешними темпами урбанизации. В городе трудно купить жилье, ведь спрос на него при любых темпах строительства будет опережать предложение. Трудно отдать ребенка в детский сад. А значит, семьям приходится замедлять погоню за карьерными бонусами - главной целью существования в мегаполисе. В больших городах тяжело приходится пенсионерам, доходы и темп жизни которых невелики. Ну а главная московская беда, которая в последние годы становится «бутылочным горлышком» для деловой активности в столице и даже политической проблемой, - это, конечно, пробки.
В сущности, все решения проблемы дорожного коллапса в мегаполисе хорошо известны. Для начала нужно понять, что задача транспортной системы - это перемещение в пространстве людей, а не автомобилей. И что соответственно безусловный приоритет имеет сначала пешеход, потом велосипедист (правда, этот персонаж не слишком актуален для российского климата), затем общественный транспорт и только в самую последнюю очередь личные автомобили. Парковка в центре города не может быть бесплатной. За роскошь полюбоваться на кремлевские стены из собственного авто, вообще говоря, нужно платить. Одними запретительными мерами, конечно, не ограничиться, поэтому современный город обязан предлагать взамен удобные развязки, высокоскоростные хайвеи без светофоров и других помех для движения, перехватывающие парковки в ближних пригородах и, наконец, удобный и адекватный общественный транспорт.
И все же мне кажется, что решение проблемы пробок связано не столько с технологиями и инвестициями, сколько с идеологией. Вне зависимости от того, насколько удобны развязки, если все решат ездить только на личных автомобилях, город встанет. Нетрудно представить себе ситуацию: мы инвестировали огромные деньги в развитие общественного транспорта, ввели платный въезд в центр города, а люди, чертыхаясь, продолжают каждое утро садиться в свои автомобили. Мы просто вынудили их больше работать, чтобы оплачивать городскую жизнь своего любимого «Форда». Ультрасовременные скоростные трамваи с бесплатным Wi-Fi, в которых так удобно работать, идут по рельсам пустыми.
Получается, что речь нужно вести о том, чтобы поменять систему ценностей. Вспомним, что изначально автомобильный бум возник в США и предопределил бегство людей из больших городов, массовый исход в пригороды. Сегодня социологи говорят о «возвращении в города». Выживание глобального города, возникающего на наших глазах, зависит от того, сможем ли мы убедить людей отказаться от внутригородского использования личного автомобиля.
Общественное мнение будет с неизбежностью эволюционировать в этом направлении. Лица, передвигающиеся в центре города на автомобиле, будут объявлены изгоями. Их поведение будет признано антисоциальным, как, скажем, поведение наглецов, лезущих без очереди. Им будут вменять разрушение экологии города, угрозу для пешеходов и велосипедистов (вдруг в России неожиданно потеплеет?), вторжение в эстетику исторических мест и, наконец, эгоизм. Предполагаю, что уже в ближайшие годы мы столкнемся с резким ростом подобных настроений.
Кто будет атаковать автомобилистов, закованных в железные латы, купленные в рассрочку? Разумеется, никакая централизованная организация, мэрия или государство, не справится с такой задачей. Да и не отважится ее ставить - опять же по политическим причинам. Проблема пробок будет решена поколением Facebook, выросшим в социальных сетях и преодолевшим собственный индивидуализм во имя новых форм коллективизма, цифровой общины. Для этих людей, мобилизованных сетевыми связями, свобода, независимость и самоуважение уже не будут зависеть от обладания престижной маркой автомобиля. А удобный и современный общественный транспорт (непременно с Wi-Fi!) станет логичным продолжением их привычной формы существования онлайн - для городского пространства.
Вот мое предсказание: цифровые номады вытеснят автомобиль за пределы глобального города. Город будет отвоеван сетью. Ведь возможность работать с информацией в дороге важнее иллюзии свободы на ней.
http://mn.ru/oped/20111221/308981167.html Originally published at
kmartynov.com. You can comment here or
there.