По факту, и в России, и во всем мире традиционные школы и университеты превращаются в "фабрики дипломов". Они просто не могут быть иными - потому что индустриальная парадигма школ / универов наткнулась на постиндустриальные способы "делать задания" и "проходить тесты", покупая информационные услуги на стороне. То есть - вся (ну, почти вся) система образования на глазах превращается в большой блеф что со стороны учителей, что со стороны учеников.
"Мы знаем, что вы знаете, что мы знаем, что вы врете".
А теперь в этот блеф въезжают все, даже Лига Плюща и Оксбридж - а почему должно быть иначе? И нет никакого другого способа, кроме как признать, что все эти ваши способы проверки остаточных знаний не работают и не имеют никакого смысла! Они и раньше не имели, но раньше вы могли спокойно закрывать на это глаза - а теперь не можете. Теперь нужно на занятиях быть интереснее чем YouTube, теперь надо вовлекать студентов в образовательный процесс (иначе чем ты отличаешься от видеоролика, который они могут посмотреть в удобное для себя время), теперь надо совсем по-другому передавать "знания-умения-навыки", да и более того, про "знания" (know-what) вообще надо забыть, потому что их можно получить проще и легче, чем тратя время друг с другом в формате учитель-репродуктор.
Это очень
верное и важное замечание, там же ссылка на статью американского автора по данной проблеме. И очень жаль, что большинство преподавателей и менеджеров от образования этих тривиальных истин еще не поняли. Если вы ни чем не отличаетесь от любой аудиолекции по данной теме, если вы не способны на коммуникацию, на то, чтобы мотивировать студентов интересоваться вашим предметом, в современном мире вы проигрываете. Поэтому, в частности, у хорошей философии замечательные шансы на выживание в нынешней академии, потому что она в качестве практики живого мышления никогда не сводится к учебнику или обучающему видеоролику.