Благодаря ebooks наконец-то предоставилась возможность прочитать классическую монографию Джеймса Коллиера "Становление джаза", которая была переведена на русский язык еще в СССР, в 1984 году. С тех пор именно ее можно было найти в первую очередь в каталогах библиотек в рубрике "История джаза". Я несколько раз брал ее в руки, но читать в читальных залах всегда было некогда, были более редкие книги, в том числе и по этой теме.
Хотя работа очень старая, она мне понравилась. Коллиер дает не только описание, но и определенный уровень анализа. К примеру, в
одной из первых глав, посвященной джазу в Новом Орлеане, упоминается о примечательном случае влияния "геополитики" на культуру:
...после окончания американо-испанской войны в 1898 году на рынке появилась масса подержанных оркестровых инструментов, распродаваемых после демобилизации войск. Новый Орлеан был одним из ближайших к Кубе американских портов, и многие армейские подразделения распускались по домам именно там. Начиная с 1900 года все лавчонки города были завалены кларнетами, тромбонами, корнетами, барабанами, которые за бесценок мог приобрести даже негр. После Гражданской войны негры на Юге жили в крайней бедности, они и мечтать не могли о приобретении музыкального инструмента. Луи Армстронг свой первый инструмент получил в четырнадцать лет в детской колонии; много лет спустя, в 1944 году, семья Орнетта Коулмена потратила все свои скромные сбережения на покупку старого саксофона.