Отчет по поездке в индустриальный край больших самодвижущихся экипажей, железной руды и огромных заводов.
Город Железногорск:
По дороге повесилила Лукойловская заправка:
Текст в файлике:
Вы на цены не смотрите,
Свой движок поберегите,
На ЛУКОЙЛе, ЕВРО 5
Надо в бак Вам заливать.
Чтоб зима прошла беспечно!!!
Не замерз Ваш друг сердечный!!!
Заправляемся у нас!!!
ДИЗЕЛЬ!!! - просто высший класс!!!
В целом дорога прошла легко и гладко, до Тулы вообще шикарный четырехполосный автобан, местами освещенный.
Дальше дорога на Орел обычная трех и двухполосная, с местами для обгона, в общем вполне сносно.
В Питер ехать гораздо напряжнее. Пробег Москва - Железногорск, чуть меньше 500 километров.
По приезде поселились в гостиничном комплексе "Матис", дешево, прилично:
Утром плотно позавтракали, и получили вполне гуманный счет:
Город Железногорск - оживленный провинциальный город:
Были замечены и симпатичные девушки:
Местная СТО ВАЗ:
В городе живут люди, чья работа связана так или иначе с добычей руды.
Еще в 1773 году учёный-астроном, академик Пётр Иноходцев, исследуя курскую землю, обратил внимание на необычное поведение магнитной стрелки. С толку компас сбивали огромные залежи железной руды.
В 1957 году начались первые работы на будущем руднике.
В 1967 году началось строительство горно-обогатительного комбината.
И только в 1973 году был добыт первый железорудный концентрат.
Сейчас Михайловский рудник представляет из себя огромную инфраструктуру. Это и сам рудник, и обогатительный завод, и предприятие по хранению отходов, и заводы по ремонту железнодорожной техники и техники работающей в руднике.
Масштаб бедствия можно оценить посмотрев картинки.
Стоянка Белазов:
Это маленькие Белазики :)
Такие машины поливают руду в забоях, для того чтобы прибить пыль, иначе невозможно будет работать.
Зимой когда воду использовать не получается (замерзает блин) используют щелочь. В такую цистерну влезает 40 тонн воды.
А это - Белазик самосвальчик.
Советские плакатики:
В какой то момент замечаю что из-за стоящей пятиэтажки, выезжает еще одна пятиэтажка, только на колесах:
Впечатляет наповал!
Выезжает на дорогу общего пользования!
Ремонтрая база маленьких грузовичков:
Все чаще на руднике можно встретить импортную технику. Говорят значительно надежнее и выгоднее.
Задний мост с колесами:
Где тут ближайший шиномонтаж?
Независимая подвеска передних колес:
Говорят, когда такое колесо лопнуло в цеху, вылетели все стекла!
Американский грузовик:
Они тоже иногда ломаются:
Везде на въездах на объекты стоят такие таблички:
Завод по ремонту горного оборудования:
А внутри кипит жизнь!
Электромоторчкики :)
Такой вагон для перевозки руды, в простонародье называется "вертушка" - выгружается набок:
Вход без каски запрещен:
На этом токарном станке изготавливают железнодорожные колеса!
И шестеренки:
При этом получается много металлической стружки:
А это - вертикальный токарный станок. Из заготовок получаются жернова для измельчения руды:
Вот этот еще больше:
Ремонт техники идет полным ходом, в каждом цехе полно работы:
Офигительный телефон, пробовал открутить, но был замечен :)
Раньше я думал что растения могут существовать только при наличии дневного света:
Вот такая кран-балка перемещается по всему цеху, доставляя заготовки к станкам и забирая отходы.
В цех въезжает электровоз, который вывозит руду из забоя.
Это очень мощная и неприхотливая техника. Такие электровозы начали разрабатывать в 1935 году, с тех пор конструкция принципиально не менялась. Основные требования к тепловозам которые работают на рудниках - шасси, которое может использоваться на неровных путях с крутыми поворотами, ведь все дороги в руднике - временные. Устойчивость к перепадам температур, летом до +40, зимой до -40. Защита агрегатов и экипажа от пыли и экстремальных температур. Со всеми этими задачами отечественная техника вполне справляется.
Это его внутренности:
Вид сверху:
Прожектор:
Место машиниста:
Электровоз оснащен тремя видами тормозов, рекуперативным (при торможении вырабатывает электричество и возвращает его в контактную сеть), реостатное (двигателем), и пневматическим.
Толщина электрошины - впечатляет:
Узкие коридоры по периметру:
Характерная скошенная крыша - для лучшей обзорности:
Вот такие в нем батарейки:
Тепловозный дизель:
Действующая доска почета!
На заводе есть библиотека:
И отличная столовая!
Такой обед обошелся нам меньше 50 рублей!
Очень вкусно и питательно.
Было хорошо:
На руднике работают симпатичные девушки :)
Даже дети уже не мыслят свою жизнь без рудника:
Это уже другое предприятие, тоже по ремонту и обслуживанию горнодобывающей техники:
На фотографии размер этого бульдозера не кажется таким громадным как в жизни:
А теперь самое интересное! Ямка из которой вывозят руду, при въезде стоит памятник ковшу:
C общедоступной смотровой площадки открывается вот такой вид на рудник. К сожалению шел снег и видимость была плохая. Да и в любом случае картинки не передают весь размах, особенно в масштабе с техникой, например кран который есть на этих фотографиях просто циклопического размера, как раз с гостиницу в которой мы жили.
Дна ямы с этой площадки не видно. Глубина рудника в данный момент, 400 метров ниже уровня моря, это почти километр от краев!
Даже не верится что этот ландшафт - творение рук человека.
А вот для того чтобы увидеть дно карьера, нужно ехать вниз:
Разъезжаясь со встречными Белазами, спускаемся вниз. Дороги отличные, ведь они тут - главное!
Несмотря на отсутствие контроля, правила дорожного движения соблюдают все!
Дорожные знаки как на дорогах общего пользования:
Погрузка Белазов:
Самосвалы разгружают руду около железнодорожной ветки, где экскаватор загружает вагоны "вертушки" и руда по рельсам едет на обогатительный комбинат.
Все здесь временное, дороги, рельсы, столбы, провода...
Состав едет на загрузку:
А вот это уже дно карьера!
Хорошо видно какого размера экскаватор в сравнении с вагонами:
Погрузка вертушек:
Вот такая забавная табличка на въезде, что бы это могло значить?
Все очень просто, отходы от обогащения руды, то есть совсем бедная руда, называется хвост. Ее обогащение - экономически невыгодно. Для того чтобы не тратить средства на перевозку этих отходов, их перемешивают с водой, и в виде взвеси они самотеком поступают с обогатительного комбината на хвостохранилище:
После чего, гигантскими электронасосами выкачиваются по трубам в поля. Эти отходы - не представляют никакой опасности для окружающей среды, ведь это всего лишь измельченная горная порода.
Называются эти штуки - землесосы, просто и ясно :)
При этом весят они немало:
Ротор землесоса:
Вот такая забавная складная лодка видимо используется для перемещения по хвостам:
Не менее забавная складная машинка:
В хвостовом хозяйстве используется много труб землепроводов, поэтому самая популярная техника здесь - трубоукладчик.
Трубы изнашиваются изнутри, ведь порода - субстанция абразивная.
Вот по этим трубам отходы и утекают в поля:
Трубоукладчики за работой:
Остатки пульпы в трубе:
Большой экскаватор:
И маленький:
Иногда в соединении труб используются старые покрышки, для компенсации подвижек:
Размер впечатляет, собачки рядом для масштаба:
Бескрайние поля отходов:
Осталось дождаться лета, чтобы сделать по настоящему красивые кадры.