Итак, продолжим историческое путешествие по Крыму. Следующее место нашей остановки - Ялта.
Напомню, предыдущая заметка была про
Гурзуф.
Ялта. Панорама с моря. Начало 20 века.
Вид на Ялту с кладбищенской горы. Альбом Ностица. 1896 г.
Ялта. Церковь Иоанна Златоуста. Антон Штуксберг. 1897 г.
Современный вид на Церковь Иоанна Златоуста.
Примечательный объект. Длительное время церковь была главным ориентиром Ялты.
Построена по чертежам архитектора Георгия Торичелли (архитектор Одессы). Собор был освящён в 1837 году, а уже в 1838 году Ялта получила статус города.
До этого момента Ялта была небольшой рыбацкой деревенькой, обезлюдевшей после нескольких волн миграций - сперва армян и турок в Османскую империю, потом - крымских христиан (татов) в Приазовье.
Однако в 80-х годах храм претерпел перестройку под руководством главного архитектора Ялты Николая Краснова - автора многих архитектурных жемчужин Южного Берега Крыма.
Акварель Николая Петровича Краснова с видом Церкви Иоанна Златоуста.
Примечателен архитектурный стиль храма. В большинстве описаний упоминается неоготика, хотя если присмотреться, то можно заметить и мавританские черты.
Но пойдём дальше.
Дворец Бухарского эмира - Сеида Абдулахад-хана. 1911 г.
В настоящее время находится на территории санатория «Ялта» ЧФ России.
Современный вид. Территория закрыта для посещения.
Одна из улиц, сохранившая восточный колорит города, - Архивная.
В 1908 г. ул. Татарская. В настоящее время Архивная.
Ялтинский порт. Из архивов Александра Васильевича Живаго. 1897 г.
Ялта. В порту. Снимки Николая Вечерского. 1903 г.
Ялта. Современный порт - 2022 г.
Ялта. Вид на порт.
По дороге к Учан-Су. Из архивов Александра Васильевича Живаго. 1897 г.
Крымский татарин проводник . Начало 20 века.
Крымцы на горной дороге. Ялта. Автохромы Петра Ивановича Веденисова. 1910 г.
Крымские татары на сборе винограда. 1898 г.
Возвращаясь к местным жителям. С.И. Васюков в книге "Крым и горные татары" пишет:
Вообще крымские горные татары прекрасные люди, наивные и непосредственные. Положим, татарин горд и самолюбив но вместе с тем он и деликатен. Горные татары (их прежде звали таты) не принадлежат к монгольскому племени, напротив, это люди чисто кавказской расы. Крымские горцы ведут свое происхождение от генуэзцев и венецианцев, в прежнее время занимавших почти все южное крымское побережье и ближайшие к морю горы. При татарском нашествии большинство их ушло вглубь гор, где и остались до нашего времени. Горцы исповедуют магометанство, но многоженство не принято у них, и я не встречал даже богатых татар, имевших двух, а тем более трех жен.
Живут они просто и бедно, большею частию на чужих землях. Имеющие свои земли и фруктовые садики и виноградники считаются зажиточными.
О загадке происхождения крымских татов я уже писал в посте
От православных греков к «чистокровным арийцам»? Часть II.
По пути на Учан-Су. 2022 г.
Вид на Ялту и горы. 2022 г.
Использовались подборки фото:
https://humus.livejournal.com/