"Сокровища земные дымом воскурить к небесам". Ради истины

Apr 15, 2017 23:14

Мистические поиски shine_define странным образом заставили вспомнить давно прочитанную и пылящуюся на полке книгу. Многие фрагменты этого романа на долго засели в голове, а теперь неожиданно вспомнились в уже ином ракурсе.

"Да будет вам, почтеннейший, известно, что наш дорогой Михаил Арангелович Строганов не переживёт своей последней пачки папирос. Такова суровая правда. Вещей под заклад у него больше нет. Ничего не поделаешь. У всех у нас один конец. Мы, русские, как солнце, восходим на Востоке, а заходим на Западе.

После ухода Липотина я призадумался. Итак, настал черёд Михаилу Строганову, старому барону, с которым я познакомился в каком-то кафе, переселяться в зелёное царство мёртвых, в изумрудную страну Персефоны. С тех пор как я его знаю, он живёт лишь чаем и папиросами. Курил он только самые дорогие папиросы, которые какими-то таинственными путями поставлялись ему с Востока. "Сокровища земные дымом воскурить к небесам, - говаривал он, - по всей видимости, единственная услуга, которую мы можем оказать Господу Богу".

Потом он начал голодать и если не сидел в лавочке Липотина, то где-то на окраине города замерзал в своей убогой мансарде.

Итак, барон Строганов, бывший императорский посол в Тегеране, лежит при смерти.

Липотин был в своё время царским придворным антикваром и, несмотря на свою злосчастную судьбу , всё ещё оставался видным, представительным господином. Прежде миллионер, знаменитый специалист и знаток азиатского искусства торговал в своей убогой лавке предметами китайской старины..."

Густав Майринк "Ангел западного окна"

image Click to view



Клип из Тегеран 43 не случаен, ведь в первых кадрах действия разворачиваются в лавке русского эмигранта-антиквара в Тегеране. Как это напоминает сюжет Майринка, но не только.

Сейчас практически забыты русские востоковеды, волею судьбы оказавшиеся в эмиграции, голодавшие, скитавшиеся по разным странам, но не предавшие увлечение всей своей жизни - Восток, внесшие огромный вклад, в лингвистику, этнографию, религиозную философию.

Вот лишь два персонажа - В.А.Иванов и В.Ф.Минорский.

Иванов Владимр Алексеевич - русский востоковед-иранист, всемирно признанным знатоком исмаилитского движения, который заложил своими трудами научную основу исследования истории и философии исмаилизма.

Стоит отметить, что до Иванова никому из европейцев не удавалось изучить тайные книги исмаилитов.

Он родился в Санкт-Петербурге 3 ноября 1886 г. В 1911 закончил факультет Восточных языков СПб Университета. В 1916 стал магистром персидской словесности.

В 1910 году командирован Факультетом в Персию (Энзели, Тегеран, Исфахан, Мешхед).

В 1914 г. Керманшах - Багдад. По Тигру до Басры, морем до Карачи и Бомбея. Калькутта (Бенгальское Азиатское общество).

В июле выехал в Бенарес, Лакхнов, Агру, Дехли, Амритсар, Лахор, Мультан, Хайдарабад, Аджмир, Карачи. Собрано несколько рукописей и целый ящик литографированных изданий на персидском языке, урду, хинди - народная литература, стихи, переводы с санскрита и прочее. Книги были посланы через Коломбо и Владивосток на имя Азиатского музея.

В августе 1917 г. был откомандирован в распоряжение Министерства Иностранных дел, продолжая работу в Азиатском музее до 15 мая 1918 г., когда был командирован в Бухару с поручением собирания рукописей.

Экспедиция не удалась ввиду начавшегося басмаческого движения. Чтобы использовать полученную командировку, решил поехать в Персию, до которой было так близко. Получил дипломатический паспорт от Советского Представительства в Бухаре и выехал 3 июня 1918 г. в Персию.

Однако в Персии всё было так же безотрадно. Русские деньги, которых оставалось очень мало, окончательно обесценились (стакан чая с сахаром стоил 15 рублей). Работы найти было невозможно, страна только что пережила страшный голод в 1917 г. Русские, отрезанные от России, жили, продавая свое имущество.

С 1920 года проживал в разных городах Индии.

Умер в Тегеране 1 июня 1970 г.

Владимир Фёдорович Минорский - русский востоковед и дипломат, исследователь истории, литературы и культуры Персии и Закавказья. Родился в 1877 году в Корчеве (Тверская губерния), в еврейской семье. Племянник раввина Шломо Залмана Минора.

Окончил в 1903 г. Лазаревский институт восточных языков. Ученик арабиста А. Е. Крымского. Принял православие.

В 1903 году поступил в Азиатский департамент МИД. В 1904 году избран членом Московского археологического общества. Служил дипломатом в Персии и Турции: драгоман генконсульства в Тавризе (1904-1908).

После Октябрьской революции - эмигрант. До мая 1919 года он оставался в Тегеране, затем долго жил во Франции. Работал в посольстве Российской империи в Париже (вплоть до его закрытия) экспертом по Ближнему Востоку и Кавказу.

С 1923 года читал лекции по персидской литературе и истории ислама в Национальной школе живых восточных языков в Париже.

В 1932 году переехал в Великобританию и стал преподавать персидский язык в Лондонском университете.

Умер в Кембридже 25 марта 1966. Согласно завещанию, урна с его прахом была перевезена в Москву и захоронена на Новодевичьем кладбище.

Одним из колоссальных вкладов Минорского в востоковедение было его исследование секты ахл-и-хакк («люди истины» или «сообщество друзей») в Иране - в основном среди курдов. Он единственный, кому удалось записать священную книгу этой религии - «Саранджам» (рукопись до сих пор хранится в Санкт-Петербурге).

У ахл-и-хакк религиозная практика носит тайный характер. На собраниях обязательно жертвоприношение животного мужского пола (мясо отделяется от костей, а кости закапываются в землю). Под звуки заза дервиши впадают в транс, ходят босиком по углям.

С целью достижения морального совершенства заключаются братские союзы между мужчинами и женщинами.

Верят в реинкарнацию. Ждут очередного пришествия «владыки времени». По прошествии седьмого цикла развития мира явится Махди или Владыка Времени (Сахиб-е заман) - Спаситель мира, который совершит Мировой суд на равнине Шахразура, и души, не успевшие достичь совершенства, будут уничтожены.



Эмблема ахл-и-хакк

Курды, Минорский, исмаилизм, Иванов, русские востоковеды, религия, философия, ахл-и-хакк

Previous post Next post
Up