Кашмир и Наги

Nov 25, 2024 04:09

Кашмирская Шарада. Часть IV

Весьма интересные материалы обнаружились в книге Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера».

Людмила Васильевна прошла по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха в 1970-е годы.



Кашмирский мегалит из книги Людмилы Васильевны Шапошниковой «По маршруту Мастера»



Что интересно: этот замечательный свидетель былых катаклизмов (мегалит) нигде более не фигурирует - только в её книге!  Последнее издание в 2000 году👆 Ни в одной фототеке...



Анантнаг. Святилище Нага. Книга Л. В. Шапошниковой «По маршруту Мастера»

Выдержки из книги

Культ Нага, четкие следы которого проглядываются в современной культуре Кашмира, отличался удивительной живучестью. Он выдержал испытание различными религиями: индуизмом, буддизмом, исламом.

В этом культе существовала какая-то необъяснимая сила, неведомая привлекательность, можно сказать, очарование. Даже агрессивный ислам не смог вытравить из души народа тысячелетнее уважение к священным источникам нагов, к их священным пещерам и убежищам.

Абул Фазл, придворный историк великого императора Акбара, с удивлением отмечал:

«В Кашмире было сорок пять мест, посвященных Шиве, шестьдесят четыре - Вишну, три - Брахме и двадцать два - Дурге, но было семьсот мест в долине, где были высечены изображения змей, которым молились жители».

Когда Фатима дошла до этого места, в небе стояла полная луна. И было светло, как днем. Она уже миновала пруд, как что-то заставило ее обернуться. И тогда она увидела, что на берегу, вон там, где стоят камни с Сик-нагом, кто-то появился. Сначала от страха она не могла разглядеть, кто именно. Но потом поняла, что это Сик-наг, король нагов. На нем были блистающие одежды, украшенные драгоценными камнями, а над головой поднимался змеиный капюшон. Он был очень красив. Фатима никогда не видела таких красивых. Она хотела закричать, но голос ее пропал, а ноги прилипли к земле. Сик-наг увидел Фатиму и поманил ее пальцем, на котором был сияющий перстень невиданной красоты. Тут Фатима пришла в себя и бросилась бежать прочь. Она бежала без остановки до самого дома и так запыхалась, что долгое время не могла вымолвить ни слова. А потом обо всем рассказала. Вот какая история, - закончил Низамуддин.



Пандит-отшельник Бабаджи. Книга Л. В. Шапошниковой «По маршруту Мастера»

Бабаджи жил в этом кедровом лесу уже тридцать лет и был хоро шо известен всей долине Лолаб. Тут же стоял небольшой деревянный храм Шивы, в котором Бабаджи исполнял обязанностижреца. Он был также и жрецом древнего нага. И в этом на первый взгляд странном сочетании таилась какая-то загадка таинственных взаимоотношений древних нагов с индуистским богом Шивой. В источнике жил наг по имениНараяна, который был королем всехместных нагов. Этот король заведовал не только дождями и наводнениями, но и распоряжался снегом или, вернее, снегопадами. Нагу Нараяне приносили жертвы, чтобы умилостивить его.

Главный наг Кашмира - Нила создал книгу, которая всплыла из синей воды Ниламнага. В книге содержались мудрые советы, как жить, кому поклоняться, как вести себя в тех или иных случаях. Нила привил людям Кашмира прочные культурные традиции. Наг Такшака принес из неизвестных краев семена ценного шафрана. Недалеко от Панд ретана, в деревне Джайявана, которая называется теперь Зеван, он показал жителям, как его сеять и выращивать, и шафран стал одним из богатств Кашмира. Кроме этого наги управляли погодой, обладали богатыми познаниями в медицине, а также были ясновидящими и яснослышащими.



Патан. Святилище Сик-нага. Книга Л. В. Шапошниковой «По маршруту Мастера»

В Кашмире существовало таинственное пространство, где историческое время соприкасалось с мифическим, как соприкасается иногда миф с реальностью. Это пространство находилось в древних пещерах, о которых сложена не одна легенда. Говорили, что там жили те первые риши, которых Кашьяпа привез в Кашмир на корабле Ману. От них пошли кланы кашмирских брахманов, знатоков Вед и хранителей древних знаний. Со временем пещеры превратились в места паломничества. Самая известная из них, расположенная неподалеку от перевала Соджи-Ла, на склоне Великого Гималайского хребта, называлась Амарнатх.

Главное чудо - ледяной столб-лингу, который тает, становится меньше, когда луна идет на убыль, и вновь восстанавливается к полнолунию. Говорят, что эту пещеру еще в мифическое время нашел риши Брагишу, который узнал, что ее время от времени посещает сам бог Шива. С согласия последнего и при содействии короля нагов Такшаки туда стали проводить ежегодные паломничества.

Геологи считают, что долина образовалась в результате сильнейшего землетрясения четыре миллиона лет назад. Четыре миллиона лет назад еще не существовало «человека разумного». Кто же тогда сохранил память о катаклизме и передал ее в виде мифа?

P.S.

Л. В. Шапошникова после знакомства в 1972 году с биографом Рерихов П. Ф. Беликовым стала заниматься изучением жизни и деятельности Н. К. Рериха и его семьи. Первые публикации на эту тему появились в 1973 году. Неоднократно встречалась и сотрудничала со Святославом Рерихом. В 1974-1980 годах побывала на Алтае, в Монголии, Индии и затем издала фотоальбом «От Алтая до Гималаев. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха» (1987). Автор сценария (совместно с Р. А. Григорьевой) документального фильма «Николай Рерих» (студия «Киевнаучфильм, реж. Р. П. Сергиенко», 1976). С самого начала входила в состав Комиссии по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока (с октября 1984 года).

В октябре 1989 года была избрана одним из руководителей Советского фонда Рерихов и затем назначена директором Музея имени Н. К. Рериха в Москве (постановление Совета министров СССР «О Советском фонде Рерихов и Центре-музее им. Н. К. Рериха» от 4 ноября 1989 года).

_______________________________________________________

Наги - божественная или полубожественная раса получеловеческих, полузмеиных существ, которые обитают в подземном мире (Патала) и иногда могут принимать человеческую или получеловеческую форму

На санскрите nāgá (नाग ) - змея, чаще всего изображаемая индийской коброй (Naja naja). Для обозначения «змеи» в целом часто используемых - sarpá (सर्प ). Слово родственно английскому «snake».

Русское слово «нагой» - объясняет, что санскритское слово nāga может также означать «обнажённый», «незащищённый», «открытый».

А так же английское «naked».





Нага мужского и женского пола с переплетенными змеиными телами и зонтиком из змеиных голов, до 1100 г. н.э., Карнатака Индия. Музей ву Мумбаи

Нагой - древнерусское - нагый (обнаженный, вынутый из ножен).

Общеславянское - nagъjъ; сербохорв. на̑г, нага, наго, словен. nȃg, ж. naga, чеш., слвц. nahy, польск. nagi, в. луж. nahi, н. луж. nagi.

Родственно лит. nuogas голый.

Афанасий Фёдорович Нагой (умер около 1593) русский посол в Крыму в 1563 1572, окольничий.



Алтарь в главном храме в Белур Карнатака, Индия.



Андхра-Прадеш, Нагарджунаконда); Рельеф; Скульптура

И здесь мы странным образом наталкиваемся на Диониса - «Божественного Бога» Древней Греции...

Кашмирская Шарада. Часть III





Flag Counter

#india, Непознанное, История, #кашмир, #история, Кашмир, Мифы Кашмира, #мифология, Легенды о нагах, #индия, #легенды, Наги, Семантика, Людмила Васильевна Шапошникова, Этимология, Мифология, Тайны истории, Фотографии, #тайныистории, По маршруту Мастера, #непознанное

Previous post Next post
Up