Управление «Юго-Восточной железной дороги» - знаковое здание Воронежа, в какой-то мере - его символ.
Башня ЮВЖД. Воронеж. 04.11.2024
Однако в марте 1955 года Н. С. Хрущёв, увидев башню ЮВЖД из окна кабинета первого секретаря воронежского обкома, вскричал: «А что это за колокольня торчит у вас?». В результате Хрущёв поручил собрать материалы по стоимости здания, которые в ноябре 1955 года были опубликованы в постановлении «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Под дурную руку Хрущева тогда попали многие советские архитекторы, в частности Алексей Душкин - автор проектов Симферопольского (
Излишества архитектора Душкина: Симферопольский вокзал) и Сочинского вокзалов (
Излишества архитектора Душкина: Сочинский вокзал).
Табличка на здании ЮВЖД. Воронеж. 04.11.2024
В 1930-1932 годах по проекту
Николая Владимировича Троицкого были построены здания управления Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД) и Московско-Донбасской железной дороги, располагавшихся в одном здании.
Для своего времени управление ЮВЖД являлось крупнейшим общественным сооружением в стиле конструктивизма.☝️
Башня Юго-Восточной железной дороги. Воронеж. 04.11.2024
Однако, если присмотреться, то в современном облике здания вы не заметите следов «конструктивизма».🧐
Дело в том, что во время Великой Отечественной войны здание было практически разрушено, и в 1947 было принято решение о его восстановлении. В работе также, как и до войны, принял участие архитектор Николай Троицкий.
Так здание (по изначальному проекту) выглядело до войны.
Здание ЮВЖД до ВОВ. Воронеж
Однако на экспертном совете МПС в Москве академик архитектуры А. В. Щусев указал на то, что проект слишком скромный и аскетичный, после чего Троицкий его переработал в стиле классицизма - «сталинский ампир».
Работы были завершены в 1952 году. В переработанном проекте на фасаде здания появились колонны, портики и широкие, высокие трехэтажные арки, открывающие вид на Воронежский дворец (дворец генерал-губернатора И.А. Потапова, ныне здание музея имени Крамского).
Здание «выросло» на один этаж, высота башни достигла 70 метров.
Памятная табличка архитектору здания ЮВЖД. Воронеж. 04.11.2024
В 1956 году башню (на высоте 55 м) оснастили часами, установив четыре циферблата с римскими цифрами с каждой стороны. Часы были сделаны на заводе «Электросигнал». Это самые большие часы в городе. Диаметр циферблатов - около 2 м.
Табличка Аркадию Охремчику - начальнику ЮВЖД. Воронеж. 04.11.2024
Башня здания управления ЮВЖД. Википедия.
Статьи по теме:
Википедия Легенды Воронежа Сталинский ампир
Flag Counter