Недавно френд
goldpekary озадачил меня одним необычным символом на грузинских банкнотах, который потом мы с ним не один день обсуждали...🙂
Стрелец. Грузинский манускрипт от 1188 г.
К выводу, что символ обозначает Стрельца (созвездие, знак Зодиака), мы пришли достаточно быстро. Однако непривычное исполнение этого зодиакального знака толкало на дальнейшие исследования.
Изначально символ изображён был на астрологическом манускрипте, хранящемся в
Национальном центре грузинских рукописей имени Корнели Кекелидзе.
Коллекция центра обладает значительным собранием астрономо-астрологических трактатов, переведенных с арабского, как значится в аннотации к изображению, и персидского, как мне потом стало понято (
ссылка).
Арабские корни символа были достаточно быстро обнаружены.
Восемь созвездий. Закария ибн Мухаммад аль-Казвини.
Восемь созвездий - Стрелец, Козерог, Водолей (большая фигура, черпающая воду из колодца), Рыбы, Кит (гарпия с павлиньим хвостом), Орион (стоящий мужчина в тюрбане с мечом и пастушеским посохом.
Все эти прелюбопытные персонажи происходят из трактата «Чудеса сотворенных вещей и чудесные аспекты существующих вещей» ( Ajā'ib al-makhluqāt wa-gharā'ib al-mawjūdāt - كتاب عجائب المخلوقات وغرائب الموجودات) арабского учёного и суфия
Абу Яхья Закария ибн Мухаммад аль-Казвини из Ирака.
Существа с острова Зандж (джазира-и Зандж), включая серых и зеленых крылатых ангелов.
Женщина с длинными волосами за большой серой рыбой. Внизу обезьяна (с надписью «инсан аль-ма», «водное существо») и розовая рыба.
Шесть демонов с головами животных или джиннов, все (кроме синих демонов с головами слонов) щелкают пальцами.
Подробнее Иллюстратор, переписчик и дата издания этой книги неизвестны. Характер бумаги, рукописи, чернил, освещения и иллюстраций позволяют предположить, что она была изготовлена в Индии Великих Моголов, возможно, в Пенджабе, в 17 веке.
Первоначальный трактат, как считается, был опубликован в 1283 году.
Но это на столетие позже, чем грузинский трактат.
И тут поиск по картинкам дал неожиданный результат: кентавр, стреляющий в свой хвост, является символом иранского города
Исфахана, имеющего 3-х тысячелетнюю историю.
Памятник в Исфахане.
Символом города является зодиакальный Стрелец, но ... с иранской спецификой - Бордж-е Гос (перс. میلاد , бордж - рождение, рождество).
Древняя религия Ирана - зороастризм, основные принципы которого это противопоставление двух «начал» - добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. Добро олицетворяет верховный бог Ахурамазда. Зло - Ангро-Манью. Оба они (иногда выступают, как «братья-близнецы») являются элементами изначальной вселенской сущности, которую именуют Зэрван (
Зурван).
А человек является главной ареной борьбы этих двух начал, что отображается в кентавре, стреляющем в свой змеиный хвост.
В данном образе (Бордж-е Гос) Стрелец символизирует дуализм человеческой природы и стремление к духовному росту.
Змей (дракон), как символ Луны, противостоит Льву, как солярному образу.
Символ Исфахана. Википедия.
Возвращаясь к грузинскому манускрипту от 1188 года.
Как иранский и арабский символ оказался в Грузии? Картина будет более ясной, если обрисовать историю Закавказья того периода.
Лишь в 1122 году царь Давид IV Строитель занял Тбилиси (Эль-Тефелис) и сделал город столицей государства Багратионов.
До этого момента Тбилиси был столицей Тбилисского эмирата (существовал с 736 г), находившегося в вассальной зависимости от Арабского халифата.
А совсем рядом в Ширване (территория современного Азербайджана) с 861 г. правили Ширваншахи (перс. شروانشاه - «львиный шах»), считавшие себя потомками персидских царей.
Христианская государственность сохранялась лишь на западе Закавказья под эгидой Абхазского царства со столицей в Кутаиси (до 806 года
Анакопия).
В картине в стиле персидской миниатюры - Колесницы и семь огней рассказывается о движении Луны, характеристике небесных колесниц и учении о семи огнях.
წლებში შედგენილ ხელნაწერ კრებულში სხვადასხვა სახის სასულიერო შინაარსის თხზულებებთან ერთად არაბულიდან გადმოქართულებული ასტრონომიულ-ასტროლოგიური ტრაქტატიც შედის. სპარსული მინიატურების სტილზე უაღრესად საინტერესოდ მოხატული თხზულებაში - „ეტლთა და შვიდთა მნათობთათვის" მოთხრობილია მთვარის მოძრაობის, ციურ ეტლთა დახასიათებისა და შვიდი მნათობის შესახებ მოძღვრების თაობაზე.
Думаю, что тема, наконец-то, раскрыта🤨.
Источники:
Исфахан Стрелец Чудеса создания и причуды существования Зороастризм
Flag Counter