Йемен. Наследники Фатимидского халифата

Sep 22, 2023 01:57





Jabal Bura 1, Йемен, 1984 год. Фото: Pascal and Maria Maréchaux





Jabal Bura 2, Йемен, 1984 год. Фото: Pascal and Maria Maréchaux



Jabal Bura 1, Йемен, 1984 год. Фото: Pascal and Maria Maréchaux



Jabal Bura 3, Йемен, 1984 год. Фото: Pascal and Maria Maréchaux



Jabal Bura 4, Йемен, 1984 год. Фото: Pascal and Maria Maréchaux. Источник: https://vk.com/ethnocolor

На последнем фото девушка явно под «катом»))) От частого жевания листьев кустарника ката правая щека увеличена. (о кате можно почитать здесь)

Эти портреты женщин из Джебель Хараза (Йемен, Аравийский полуостров) сделаны в далёком 1984 году.

Сейчас, в 21 веке, кажется удивительным, что в Аравии женщина может ходить с открытым лицом - без хиджаба.

Снимки сделаны в Джебель Харазе - горном и труднодоступном районе Йемена, где до сих пор сохраняются традиции и обычаи, заложенные Фатимидским халифатом Египта, религиозной доктриной которого был исмаилизм (ветвь шиитского ислама).

В 2002 году, до начала боевых действий, этот район Йемена, Джебель Хараз и Джебель Бура, был добавлен ​​в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО в смешанной (культурной и природной) категории, как объект, имеющий «выдающуюся универсальную ценность».

Джебель Бура и Джебель Хараз были объявлены национальными охраняемыми территориями: «Охраняемая территория общины Бура» и «Охраняемая территория Хараз» соответственно. Бура также является биосферным заповедником ЮНЕСКО-МАБ, с 2011 года называемым «Бураа».

Природная уникальность

В этих горах находится замечательный реликт прошлой эпохи, один из последних остатков обширных субтропических лесов на Аравийском полуострове, обладающих очень богатой экосистемой и высоким биоразнообразием, которые сосуществуют с традиционным землепользованием человека. Сохранился аравийский леопард, обезьяны бабуины, другие редкие виды.

Культурное наследие



Джебель Хараз. Горная деревня.

В 11 веке это место было оплотом династии Сулайхидов, многие из построек которой сохранились, а также основным пунктом караванного пути Химьярита.

Здесь сохранились нетронутыми древние обычаи и особенности образа жизни и одежды. Эту уникальность можно наблюдать и в типичной архитектуре горных деревень. Одними из самых красивых деревень являются Кахиль, Аль-Ябал, Бану Мора, Аль-Кади, Аль-Канус, Байт Шимран, Аль-Хутайб и Манаха. Источник.

Историческая справка

Когда-то большая часть Йемена и остальной Аравии, включая территории современного Омана, Объединённых Арабских Эмиратов, часть Саудовской Аравии, подчинялась исмаилитской династии Сулайхидов, являвшихся вассалами Фатимидов Египта.

Местная царица ал-Малика ас-Саййидна Хурра, из династии Сулайхидов, прославилась своей красотой, мудростью и храбростью. Одним из её первых актов было перенесение столицы из Саны в Дубай, где она отстроила новый дворец.

Египетский халиф ал-Мустансир (династия Фатимидов) назначил её худжжа (главным наставником исмаилитов) не только Йемена, но и Индии.

Немного о Фатимидском халифате

При Фатимидах в Египте свободно жили христиане (в Египте их было большинство) разных конфессий, иудеи и мусульмане-сунниты. Халиф был главой верующих: он опирался и на христианское духовенство, и на иудейское. Последних он назначал собственным указом. В Каире находились резиденции коптского, мелькитского и армянского патриархов.



Каир

Египет славился своими винами и виноградниками на весь Ближний Восток.

В период расцвета под властью фатимидов находилась почти вся Северная Африка, Сирия, Палестина, Хиджаз (Мекка и Медина), красноморское побережье Африки, Сицилия и Южная Италия (Калабрия).

Халиф ал-Муизз, например, имел дружеские отношения с византийским императором Иоанна I Цимисхием и даже пытался обратить его в исмаилизм, послав ему книгу собственного сочинения. Он ежегодно получал в подарок соколов из Византии, Ирана, Армении и других стран.

Фатимидам в значительной мере удалось реализовать свою социальную программу справедливого устройства общества. Преобладающими формами собственности были кооперативная (товарищества ремесленников - "цеха-гильдии") и государственная. Земля сдавалась в долгосрочную аренду крестьянским общинам. Практиковалось государственное регулирование цен на товары первой необходимости.

Египет и другие регионы Фатимидского халифата вступили в полосу своего процветания: по сообщению Насир Хосрова торговые лавки и дома в Каире не закрывались и граждане не боялись за свою жизнь и собственность.

Фатимидский динар имел хождение, как мировая валюта, в Азии, Европе и Африке.

Подробнее

Особенности мировоззрения

В чём же отличие исмаилитского мировоззрения от классического суннитского ислама. Прежде всего в том, что священные книги в исмаилизме подвергаются экзегезе (толкованию), осмыслению, а не буквальному пониманию, следованию букве.

Философская мысль в исмаилизме настолько богата и обширна, что с трудом вяжется с современной интерпретацией ислама.

Но! она до сих пор закрыта для непосвящённых. Близко познакомится с текстами исмаилитов удалось только русскому востоковеду В.И. Иванову и французу Анри Корбэну.

Исмаилитская история человечества циклична, как и в индийской философской традиции. Мир деградирует от цикла к циклу.



Исмаилиты на средневековой миниатюре

У исмаилитов каждый период пророчества открывается Натиком и Васи, за которым следуют многочисленные имамы, закрывается же он последним Имамом - Кайимом - имамом Воскресения.

Про Воскресение в Ламансаре

У шести великих пророков были свои имамы: Сиф у Адама, Сим у Ноя, Исмаил у Авраама, Аарон у Моисея, Шамун (Симон-Пётр) у Иисуса, Али у Мухаммада.

Седьмой натик будет имамом Воскресения. Он не принесёт нового шариата (закона), но откроет тайный смысл Откровения (Евангелия).

Седжестани (X в.), иранский исмаилит, увидел в четырёх концах христианского креста четыре слова, составляющих исламский символ веры - Тавхид - символ той же самой тайны: пришествие Мессии, которое произойдёт на исходе Ночи Предопределения.

В Йемене, после падения Фатимидского халифата, религиозная мысль развивалась своим путём. Йеменские авторы (исмаилиты таййибиты) создали собственную философию "Тавхида" (утверждение Единого) в форме эзотерической системы хакаик.

В области доктрины таййибиты сохранили исмаилитские традиции Фатимидов: их увлечение космологией и цикличной историей.

Эта система, впервые описанная в основной работе даи Ибрахима ал-Хамиди «Сокровище ребёнка», объединила метафизическую структуру фатимидского философа ал-Кирмани, в первую очередь её космологическую доктрину о десяти Разумах, с древними гностическими мифологическими элементами.

Ещё в X веке суннитские и зайдитские богословы обвиняли исмаилитов Йемена в том, что они поклоняются Куни и Кадар.

Согласно гностическому мифу ранних исмаилитов КУН, используя коранические буквы "каф" и "нун", приобрело свою женскую форму и стало «Куни».



Каф

Куни и Кадар явились, таким образом, первыми принципами созидания, определёнными соответственно кораническими терминами «тростниковое перо» (калам) и «небесная скрижаль» (лаух).

В Йемене до сих пор знакомы с произведением египетского философа ал-Кирмани - «Рахат ал-Акл» ("Успокоение разума").

Йеменский автор Ибрахим ал-Хамиди сформулировал новую концепцию и фактически заложил специфическую таййибитскую систему мысли - хакаик. Эта система впервые описана в основной работе Даи Ибрахима «Сокровище ребёнка» ("Канз ал-валад").

Ибрахим также ввёл «Расаил» ("Послание") «Братьев чистоты», философов-просветителей первых веков исламской эры, в религиозную литературу йеменских исмаилитов.



Мавзолей Даи Хотима. Кутайб. Йемен.

Йеменцы сберегли значительную часть исмаилитской литературы фатимидского периода, которую, пришедшие к власти в Египте сунниты, уничтожили.

Следующий даи Хатим вернулся к фатимидской традиции обучения, и в Кутайбе, штаб-квартире дава, стал регулярно читать проповеди на различные темы. К нему приходили паломники из Йемена и Индии.

Хатим б. Ибрахим умер в 1201 г. и был похоронен в горной крепости Кутайб, что в непреступном Харазе. К его могиле, как к святыне, и в наши дни благоговейно стекаются пилигримы-исмаилиты из Йемена, Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Сингапура и Мадагаскара.

Современное положение дел

О какой либо охране как культурного, так и природного наследия этого региона в условиях боевых действий сейчас говорить не приходится.

Территория Хараза находится под контролем повстанцев хуситов (шиитское движение «Ансар Алла»). Исмаилиты и хуситы в этом противостоянии находятся на одной стороне баррикад, так как ещё в апреле 2000 г. в Наджране (провинция Саудовской Аравии) противостояние между ваххабитской полицией и исмаилитами переросли в вооружённые столкновения.

В высказываниях официальных лиц Сайдовской Аравии (2005, 2006, 2007) допускались постоянные публичные нападки на религиозные устои исмаилитов.

Резиденция даи исмаилитов сулейманитов в Наджране была окружена подразделениями саудовской армии. Около 100 исмаилитов было арестовано и подверглось тюремным наказаниям различного срока.

Партизанские отряды исмаилитов заставляют королевскую армию Саудовской Аравии воевать даже на собственной земле.

Йеменское противостояние и исмаилизм

Карты Йемена по годам. Расстановка сил



Карта Йемена 2016 год. Зелёный - территории, контролируемые хуситами; красный - американцы и коалиция; белый - ИГИЛ.



Карта Йемена 2020 год.



Йемен 2020 год.



Карта Йемена 2022 год

Источник





Flag Counter

Ислам, Религия, #культура, Исмаилизм, #история, #политика, #религии, Фото, #общество, Таййибиты, Фатимиды, Джебель Бура, Культура, Философия, Йемен, #традиции, Общество, Хараз, #философия, #ислам

Previous post Next post
Up