Пожалуй, о зажигательной лезгинке слышали все! Это энергичный, завораживающий своей пластикой танец не может никого оставить равнодушным... Поистине, магические ритмы!
Собственно, это собирательное название всех танцев кавказских горцев. У каждого народа есть своё имя для него. И танец к тому же ещё делится на стили (жанры): у адыгов, например, это исламей, зафак, удж; у осетин - тымбыл кафт; у ингушей - халхар...
Наблюдая его, не оставляет ощущение, что присутствуешь при каком-то ритуале... Но что-то ускользает, остаётся «под покровом тайны».
И у этого подсознательного ощущения есть причина. Лезгинка - это «отблеск» сакрального танца, лишённого, в пользу бытового или развлекательного начала, своего истинного предназначения.
У адыгов сохранились воспоминания о древнем удже - сандраке. Но даже этимология слова «сандрак» сейчас утеряна. Сандрак распространён также у балкарцев, карачаевцев, осетин и имеретинцев. Имел ли «сандрак» одну неизменную мелодию (как исламей) или исполнялся под разные мелодии - неизвестно.
Однако чудом сохранилась одна запись, сделанная в 1911 году в Армавире английской фирмой «Gramophon». В исполнении ансамбля Магомеда Хагауджа (1864? - 1918), состоявшего из музыкантов на пщынэ (гармонике) и пхачиче (адыгской трещотке).
Ethnic ·
Сандрак - Сандрак Из Лондонского Архива (1911 Год) Что же это был за танец?
В кабардинских преданиях есть легенда о «Дигулипх» (Кабардинский фольклор 2000: 99, 100): «В верхней части Заюко лежит
чёрный камень.
У камня совершали сандрак - пляску великого Тха».
Сандрак - это священнаый танец в честь Великого бога Тха. Тхьа - создатель законов Вселенной, который не имеет какого-либо образа, который вездесущ. Считается, что для поклонения ему нельзя пользоваться рукотворными сооружениями...
Общими, во всех сохранившихся описаниях, являются указания на массовый и продолжительный характер исполнения танца, который мог длиться день и ночь без перерыва.
Черкесский танец. Дж.Лонгворт 1838 г.
В 1909 году в ауле Козет Кубанской области сандрак описал краевед Николай Талицкий: «Но особенно оригинален танец "Сандрака", сохранившийся у черкесов, по их словам, от языческого времени. Его исполняют попарно и мужчины и женщины. Он отличается необыкновенно живым и быстрым темпом. Для этого танца двое мужчин или девушек берутся за руки крест-на-крест и выделывают ногами необыкновенно быстрые па, двигаясь постепенно вперёд и кругом по сакле. Музыка соответствует танцу, необыкновенно тоже жива и энергична» [см. Библиографию №5].
Неожиданно, в 2009 году новые сведения о танце сообщила жительница аула Урупского Краснодарского края. Она помнила, как сандрак танцевал на любом торжестве её односельчанин Хаджебий Кумафов. Она говорит: «Кумафов танцевал с двумя девушками, которых держал под руки, выделывая при этом ногами чуть ли не акробатические номера: то подпрыгивал, то приседал, увлекая за собой партнерш, то повисал на их руках, словно испытывая их терпение и выносливость. Затем, не прекращая танца, мужчина отпускал девушек, а те, танцуя, поворачивались к нему лицом. Потом Кумафов вновь приближался к девушкам, и танец начинался заново. Хаджебий тянул девушек за собой, кружил их и запутывал рисунок танца так, чтобы партнерши устали или смутились. Но те никаким образом не должны были показать свою усталость или недовольство».
Кабардинка. С.Шериева и М.Нартоков. 1950-е годы
Однако вернёмся к кабардинской легенде о «Дигулипх» и поклонению Великому Тха в образе чёрного камня.
«Этот танец танцевали до изнеможения. Мужчины брали женщин, подходили к богу Тха парами, продолжая танцевать сандрак, преклонялись перед ним. Затем, не прекращая пляски, возвращались на взгорье и спускались вниз. Плясать заставляли так, чтобы груди были обнажены и предложены Тха. Когда совершали пляску великого Тха, свекровь-гуаша говорила кому-либо из собравшихся: «Во имя души твоей матери пройдись пляской под руку с моей невесткой», вводила ее в общий круг, в котором молодые женщины танцевали с обнаженными грудями» (Мамбетов 1 .X. Об одном языческом обряде адыгов. С.513.)
Сведения о языческом удже, в котором мужчины вели по пояс обнаженных женщин шеренгою к изваянию божества и бросали их к его подножью, встречаются неоднократно (Аврааиов А.М. Музыка и танец Кабарды // Народное творчество, 1937. №6. С.42. Мальбахов Э. Страшен путь до Ошхамахо. М., 1987. С.123.).
Ничего не напоминает?
Минойская фреска. Акротири (XVI в. до н.э.)
Не правда ли, необычная особенность для региона, где в настоящее время доминирует ислам?!
Но Северный Кавказ, ещё совсем недавно (а кое-где и сейчас), был местом, где поклонялись древним божествам, в том числе и женским...
Что интересно: имя Верховного бога абхазского пантеона - Анцва - происходит от абх. слова «ан» - «мать», то есть «матери»!
Любопытны описания средневекового женского костюма адыгов. И в этом свете открытые груди кажутся ни чем-то из ряда вон выходящим.
Черкесы (слева) и калмык. Ян Янсен Стрёйс, 1681 г
В XVII веке Адам Олеарий (1599-1671) оставил такое его описание: «В летнее время женщины ходят в одних сорочках, окрашенных в красный, желтый, зеленый или синий цвет и сверху до пупка раскрытых так, что можно видеть их груди, живот и пуп. Они общительны и любезны» (
Источник).
Как изменялся женский костюм во времени
Реконструкция средневекового костюма черкешенки
Закубанская черкешенка. Рисунок 1842 г.
Современный национальный костюм черкешенки
Женский пантеон божеств некогда занимал ведущее место в адыгской религии, но с отмиранием матриархальных устоев богини и покровительницы были забыты, и их права были узурпированы (Шортанов 1982: 163; Хабекирова 1999: 11). О других "интересных" обячаях адыгов
я писал здесь.
P.S. Сандрак в наши дни активно возрождается как сценическая форма танца, а его мелодия используется на создание оригинальных композиций и аранжировок.
Однако лучше посмотрим на живой народный танец, который ещё с удовольствием танцуют в адыгейских аулах и стар, и млад...
Click to view
В адыгейском ауле
Использовались материалы:
Статья А.Н.Соколовой «Сандрак»
https://www.culture.ru/objects/2851/adygskii-tanec-i-naigrysh-sandrakЖивой Кавказhttps://privetsochi.ru/blog/history/74383.htmlУдалось таки загрузить музыку крара и в предыдущий пост
про искисту.