17 апреля. Пермь-Сортировочная. Юбилей.

Apr 17, 2012 12:59

Станция Пермь-Сортировочная выросла из разъезда № 37 Пермь-Котласской железной дороги.
Григорий Алексеевич Литовченко в книге "Дорога сквозь века: О пермских железнодорожниках. От события к событию" пишет: "При строительстве Пермь-Котласской железной дороги в 1897 - 1899 годы именно здесь был заложен разъезд № 37. Открыт для эксплуатации он был позже, вероятно, с началом первой мировой войны, когда увеличились перевозки грузов на дороге. После революции и гражданской войны разъезд получил название "Пролетарский". Перед Великой Отечественной войной здесь были проложены вторые пути, и разъезд превратился в станцию четвёртого класса под названием Пролетарская".
В 1952 году здесь станция получила название Пролетарская-Сортировочная, в связи с постройкой сортировочной станции, а в 1965 году была переименована в станцию Пермь-Сортировочная.

С сайта http://svzd.rzd.ru:
"Станция Пермь-Сортировочная введена в эксплуатацию в апреле 1952 года как подсобная сортировочная станция железнодорожного узла Пермь-2. Сегодня это одна из крупнейших станций сети железных дорог России с высоким уровнем автоматизации и механизации производственных процессов. Суточный объем работы, выполняемый сортировочной горкой в 1952 году, осваивается теперь за 2 часа. В сутки здесь проходят обработку более 140 поездов.
В настоящее время основным направлением развития и совершенствования технического оснащения станции является удлинение путей. В 2011 году проведена реконструкция путевого хозяйства парка отправления нечетной системы. 14 станционных путей в среднем увеличились с 900 до 1170 метров, что дало возможность организовать отправление длинносоставных и тяжеловесных грузовых поездов длиной 84 вагона и весом более 6300 тонн на Горьковскую железную дорогу. А это, в свою очередь, позволяет высвобождать для дальнейшего использования до 50 электровозов в месяц.
Для создания условий транспортной обеспеченности экономики региона на Свердловской железной дороге разработана Программа мероприятий по развитию и реконструкции решающих и сортировочных станций на 2012-2015 годы. Учитывая стратегическое значение станции Пермь-Сортировочная, за четыре года в развитие объекта из различных источников (инвестиционная программа, титул капитального ремонта, эксплуатационные расходы) будет вложено более 1,8 млрд рублей. Как результат - существенно (на 1000 вагонов в сутки) увеличится пропускная способность станции.
Пермь-Сортировочная является внеклассной станцией. На территории расположено 8 парков, 97 приемоотправочных и сортировочных путей и 5 примыканий путей необщего пользования, 4 поста электрической централизации".

Далее текст и иллюстрации из книги Г.А. Литовченко "Пермские железнодорожники в этом суровом, яростном и прекрасном мире. От 1946 до 2008 года. От события к событию".
"17 апреля 1952 года
Начальник Пермской железной дороги Д.С. Сугак разрезал традиционную ленточку, и с сортировочной горки станции Пролетарская-Сортировочная скатился первый вагон. Вагон был крытый, двухосный, на винтовом сцеплении. Безопасный пропуск отцепа обеспечивала бригада стрелочников и башмачников. Расцепка распускаемых вагонов с винтовой упряжью на горке производилась с заходом расцепщика в межвагонное пространство движущегося состава. Состав распускали долго, с осторожностью.
Сортировочная горка имела один путь надвига. Составы надвигались на горб горки и распускались на десять сортировочных путей. Параллельно сортировочному парку со стороны строящегося посёлка Комсомольский, располагались пути приёма чётных поездов.


С другой стороны сортировочного парка были расположены три пути отправления чётных поездов и 2 тупика ремонтного пути ПТО.
Для пропуска транзитных (грузовых и пассажирских) поездов, обработки сборных нечётных поездов, а также для работы с местными вагонами был Старый парк (теперь парк "Г") с его шестью короткими путями. К Старому парку примыкали: подъездной путь СМП-152, подъездной путь Гайва с Камлесосплавом (теперь станции Кабельная и Блочная) с большой грузовой работой - выгрузка в адрес строящейся Камской ГЭС шла составами и группами вагонов.
Парк приёма разборочных поездов соединительным путём примыкал к главному пути перегона Курья-Пролетарский на западном посту, на месте нынешнего остановочного пункта Железнодорожный.


Первая очередь станции Пролетарская-Сортировочная должна была обеспечить вынос на эту станцию со станции Пермь II операций по переработке только чётного вагонопотока, станция фактически являлась подсобной сортировочной станцией узла. Вся работа по обработке поездов нечётного направления и угловых поступающих со стороны Чусовской по прежнему оставались на станции Пермь II.
Перегон Пролетарский - Пермь II в тот период был ещё однопутным, второй мост через Каму ещё строился. Поездные паровозы после прибытия направлялись в депо на станции Пермь II. Паровозы под составы, готовые к отправлению, подавались из депо станции Пермь II. Экипировка маневровых паровозов производилась также на станции Пермь II.
В строящемся пристанционном посёлке Комсомольский было 8 двухэтажных шлакоблочных домов, а в деревянных бараках были клуб СМП-152, маленькая баня и медицинский пункт, обслуживающий железнодорожников и строителей. Весь персонал медпункта был в одном лице врача Петраковой К.И.
Осенью 1952 года начала работать вновь построенная школа № 10 Пермской железной дороги. Той же осенью 1952 года был сдан в эксплуатацию 12-квартирный дом № 9 для работников станции, в который вселились 24 семьи.
(Из воспоминаний Владимира Евгеньевича Звягинцева)"

Пермь — история, ПОУ, Железная дорога, Пермские железнодорожники

Previous post Next post
Up