"Белые ночи в Перми". Про туристов.

Apr 09, 2012 13:09

Спасибо всем, кто ответил на мои вопросы про фестиваль "Белые ночи".

По результатам ответов я написала небольшой текстик о привлечении туристов на фестиваль, правда, вся суть свелась к одному старому анекдоту:
- Федя, жарь рыбу
- Так нету рыбы
- Ну ты хотя бы начни, а рыбу потом подвезут

Лучше и не скажешь, нечего расписывать.

Но затем прочитала чудесную статью на сайте "Нового компаньона":http://www.nk.perm.ru/news.php?news_id=35080 и решила всё-таки высказаться.

Последние несколько дней я занималась опросами. Общалась с блогерами, соседями, жителями разных районов, городов и стран. Задавала три вопроса:
1. Знаете ли вы о том, что в Перми в этом году снова планируется проведение фестиваля "Белые ночи"
2. Видели ли вы рекламу фестиваля "Белые ночи в Перми - 2012" и слышали ли где-нибудь хоть какие-то о нём упоминания?
3. О каких мероприятиях будущего фестиваля вы знаете?

Результаты такие: пермское интернет-сообщество в основном о фестивале знает, обычные люди с улицы - 50 на 50, жители других городов и стран слышали от знакомых (ну, от меня, например, или других знакомых пермяков) или не знают ничего.
По третьему вопросу полная неопределённость, есть кое-какие предположения и общие названия мероприятий, но без конкретики.

Почему меня заинтересовали ответы на эти вопросы? В начале прошлой недели я неожиданно оказалась в очень неудобном положении: две группы, побывавшие в прошлом году на фестивале, спросили у меня, что интересного будет в Перми на этот раз. Люди планируют отпуск и подумывают о посещении фестиваля, но хотят знать, в какие числа лучше приехать, потому что могут провести в Перми не больше пяти дней. И я вдруг поняла, что за два месяца до начала июня ничего "фестивального", кроме общих фраз, предложить не могу. А это значит, что прошлогодние труды по привлечению этих групп, скорее всего, "ушли в ноль".
В середине недели звонил приятель из Санкт-Петербурга и спрашивал примерно то же самое. И ему я не смогла ничего ответить. Он очень удивился ведь все знают, что я знаю всё и обо всём, а я задумалась о том, что даже бесплатная реклама в виде "сарафанного радио" в пользу фестиваля не работает. И мне стало интересно, что бы на моём месте сказали своим иногородним друзьями и знакомым другие пермяки, и что вообще люди знают о фестивале. Отсюда и вопросы.

А из ответов на них получились вот такие выводы:
Во-первых, хотела бы сказать, что и сама идея фестиваля, и некоторые его мероприятия мне нравятся. А отдельные мероприятия прошлого года понравились очень-очень.
Во-вторых, я думаю, если правильно организовать работу, фестиваль, действительно, может привлекать в регион туристов. И не зря в концепции фестиваля прописаны цели и задачи типа "развитие регионального, российского и международного туризма" и ожидаемые результаты - "повышение уровня капитализации креативных и туристических бизнесов", "увеличение туристического потока в город Пермь и Пермский край".
Другое дело, что своевременной организации работы второй год не видно. В первый год можно было оправдать это сжатыми сроками, отсутствием опыта и т.п., но о втором-то фестивале стало известно, как только закончился первый. И можно было готовиться целый год. Но...

Далее будут просто рассуждения на тему с использованием сведений, опубликованных в открытых источниках, Всерьёз мои размышления воспринимать их не стоит, я в этом вопросе не профессионал, и в туризме без году неделя (со стороны турфирмы, конечно, а не со стороны туриста), и рекламой никогда не занималась (хотя в прошлом году мы с permdreamer и привезли на фестиваль определённое количество туристов)


Для начала процитирую статью:
"Вероника Вайсман предложила туроператорам сосредоточиться на турах выходного дня, поскольку основные событийные мероприятия фестиваля специально запланированы на пятницу, субботу и воскресенье. С 1 по 9 июня, по её словам, будет проходить «Дни культуры и искусства Мексики», с 12 по 17 июня - Международный фестиваль уличных театров, с 15 по 17 июня - Международный фестиваль духовых оркестров, а на 23-24 июня запланированы фестиваль "Движение" и "Пермская книжная ярмарка". Кроме того, Вайсман отметила, что "одной из составляющих турпродукта" можно сделать мюзикл "Алые паруса", который будет ежедневно идти в Театре-Театре с 1 по 15 июня.

Отличный план.
Ну, начнём с того, что туроператорам стоит сосредоточиться на турах выходного дня ещё и потому, что в будни люди обычно работают.
Теперь давайте представим себя туроператором и попробуем составить простенький тур выходного дня: встреча на вокзале Пермь-2 или в аэропорту "Большое Савино", заселение в гостиницу, завтрак, обзорная экскурсия по городу, посещение музея, обед, посещение фестивальных площадок, ужин, посещение вечернего мероприятия, ночь в гостинице, завтрак и так далее.
2 июня и 9 июня мы предлагаем нашим туристам посетить "Дни культуры и искусства Мексики", 16 июня - фестиваль уличных театров, 23 июня - фестиваль "Движение".
Что значат эти слова, мы примерно представляем, но рассказать подробности туристу, извините, не можем, нам они неизвестны. Какие-то подозрения есть только по поводу фестиваля "Движение", но где он будет, кто там будет... Кстати, ещё неделю назад мы и этих слов не слышали, просто знали, что фестиваль, скорее всего, состоится.
Казалось бы, ничего страшного, рано или поздно программу утвердят и обнародуют, но мы-то собираемся привлекать не пермяков и не людей, которые, узнав за неделю, что где-то в Перми будет выступать любимый музыкант, сорвутся и приедут.
Мы собираемся привлекать организованные группы туристов. Для этого нам и нашим партнёрам в регионах надо конкретно знать, что и когда люди увидят и услышат.
Получается, что мы либо сейчас должны рекламировать неизвестно что, либо рекламировать что-то конкретное, но за две недели до начала фестиваля (в том, что программа будет готова раньше, я сильно сомневаюсь). И в том, и в другом случае даже группу в 40 человек в соседнем регионе, не говоря об отдалённых, собрать очень сложно.

Читаем статью дальше.
"Организаторы готовы также оказывать информационную поддержку туроператорам. Однако ставка, по словам Вайсман, будет сделана не столько на событийные мероприятия, сколько на сам фестивальный городок на эспланаде, который должен являться "базой для привлечения туристов".
Понимаем, что прямо сейчас, заручившись поддержкой организаторов, мы можем начать рекламировать фестивальный городок. Представляем реакцию людей, которым мы говорим: "Ребята, а поедемте в Пермь, там такой классный фестивальный городок хотят построить" и немедленно отказываемся от этой затеи.

"Во время презентации туроператорам также сообщили, что организаторы фестиваля проводят открытый конкурс для желающих принять участие в «Белых ночах». Всего объявлено три номинации - турпродукт для регионов на базе фестиваля «Белые ночи», экскурсионный продукт на базе фестиваля и проект по привлечению туристов. Общий призовой фонд конкурса составляет 2,5 млн руб. Сколько всего будет победителей и каким образом между ними будут распределяться средства, это будет определяться по итогам получения заявок. Они принимаются до 23 апреля. В срок до 30 апреля планируется определить победителей и в течение 10 дней заключить с ними договор"

Отлично, власть поддерживает, так сказать, малый бизнес. Проблема лишь в том, что за месяц до начала фестиваля можно написать сколько угодно проектов по привлечению туристов, работать они не будут. Просто потому, что эта работа должна начинаться намного раньше, ну, хотя бы за полгода, а лучше за год до фестиваля. А для этого хотя бы за полгода до начала фестиваля нужно знать его программу. Пусть не полную, но хотя бы несколько ключевых мероприятий, которые пройдут в строго определённые даты.

Немного информации "изнутри": о том, что для привлечения туристов в первую очередь нужна утверждённая программа фестиваля, и чем раньше она появится, тем лучше, туроператоры говорят организаторам на каждом совещании. Потому что вариант "покупайте путёвки, будет круто, но точно ли будет, и как именно круто, мы не знаем" почему-то не работает. Удивительно мало желающих купить кота в мешке. Я бы тоже вряд ли купила.

Кстати, рекламировать фестиваль, а заодно и регион, должны не туроператоры.
Для того, чтобы можно было, кинув за две недели клич: "Едем в Пермь на "Белые ночи", собрать хоть какую-то группу туристов, фестиваль должен стать легендой. И создать эту легенду должны краевые власти.
Или территория должна стать легендой. И создавать её нужно на федеральном уровне.
Знаете, существуют территории-легенды: Алтай, Байкал, Карелия, Золотое кольцо России. Все (читай, многие) хотят там побывать, даже если не очень представляют, где это, и что конкретно там можно увидеть.
Есть фестивали-легенды: бразильский карнавал, Октоберфест, если говорить о Пермском крае, легендой постепенно становятся "Небесная ярмарка" и "Крылья Пармы". Все (читай, многие) знают, "о чём это", даже если не представляют, где и когда.
У Перми и у фестиваля легенды нет и, судя по отсутствию хоть какой-то рекламной кампании (мы же не будем считать серьёзной рекламой раздачу буклетов-листовок на тур.выставках и установку в июне десятка баннеров в соседнем миллионном городе, да?), в ближайшее время не предвидится. О том, что организаторы фестиваля, желающего стать легендой, должны из года в год выдавать стабильно высокое качество продукта, и говорить не буду, это понятно.

Понятно и то, что легенды создавались десятилетиями, а в нынешних условиях это дело весьма затратное. Но без такой работы самолёты, поезда и автобусы в фестивальную Пермь не устремятся, какие бы программы ни писал отдельно взятый туроператор.

Номинации "турпродукт для регионов" и "экскурсионный продукт на базе фестиваля" - такая же бесполезная история.
Во-первых, не очень понятно, на базе каких мероприятий (помним, да, что фестивали привлекают людей событиями, а не бассейнами под открытым небом, и большого количества желающих съездить в Пермь посмотреть на фестивальный городок нам не найти, это же не ижевский зоопарк?) туроператоры должны их разрабатывать, во-вторых, не очень понятно, зачем.
Турпродукт для регионов, созданный за месяц до начала фестиваля, никому не нужен, потому что, смотрим выше, за столь короткий срок даже самым распрекрасным продуктом хоть сколько-то значимое количество туристов привлечь очень сложно, если возможно вообще.
Что касается экскурсионных продуктов, так люди с ними работали и в прошлом году без всяких конкурсов. Был бы, как говорится, спрос, а предложений у 40 пермских туроператоров и примерно такого же количества экскурсионных бюро хоть отбавляй.

Ну и на десерт - самое интересное.
Но вся поддержка со стороны организаторов, по словам чиновницы, будет осуществляться «только под гарантию, что туроператоры привезут определённое количество туристов»
Давайте подумаем о том, кто же может сейчас в описанных выше условиях ГАРАНТИРОВАТЬ приезд определённого количества туристов? Правильно, те компании, которые могут это гарантировать и без фестиваля. А в основном это... барабанная дробь... компании, реализующие путёвки в теплоходные круизы с отправлением из Перми.
Любая такая компания, продавшая на июнь определённое количество путёвок, может с чистой совестью взять на себя "повышенные социалистические обязательства" и выполнить, а то и перевыполнить минкультовский план по привлечению туристов на фестиваль. Ура!
Отныне повелеваю всех участников июньских теплоходных круизов считать туристами на "Белых ночах". И, поверьте, именно в таком качестве их и "посчитают", благо поток стабильный и на общем фоне довольно серьёзный.

P.S. Что касается привлечения иностранных туристов... ну, я думаю, всё понятно без слов.

Белые ночи в Перми

Previous post Next post
Up