С сайта
Правительства Кировской области:
Согласно летописным источникам - «Сказанию о вятчанех», «Летописцу старых лет» и «Повести о стране Вятской», первые русские поселения на Вятской земле были основаны в 1181 г. новгородцами.
К числу их принадлежит и город Вятка, что подтверждается данными археологических изысканий.
Название Вятка является первоначальным. После возведения в 1457 г. городских укреплений - Кремля - за главным городом Вятской земли закрепилось название Хлынов. Но название Вятка не исчезло и все это время бытовало в качестве неофициального названия города.
В 1780 г. императрица Екатерина II своим указом восстановила историческое название города и утвердила Вятку центром обширной губернии.
5 декабря 1934 года Постановлением ВЦИК Вятка переименована в город Киров.
Сейчас Киров является столицей Кировской области. Население города около 500 тысяч человек.
Через Киров проходят Северное и Новое направление Транссибирской магистрали.
Отправившись в конце сентября в Ростов-на-Дону, я решила сделать пересадку с поезда на поезд в Кирове и немного погулять по этому городу.
Особых планов, кроме осмотра двух скульптур и комплекса Трифоновского монастыря, не было, поэтому я просто пошла, куда глаза глядят, и вот что увидела:
в Кирове в двух шагах от вокзала (на улице Комсомольской) есть магазин "Семья", в отличие от пермской - "экономная", на территории которого
нельзя кормить птиц.
На Октябрьском проспекте находится филиал Московского государственного университета путей сообщения, завлекающий абитуриентов демонстрацией разных железных штуковин
Не удержавшись, заглянула в окно
Недалеко (Октябрьский проспект, 114) есть неплохой магазин - "Вятский сувенир".
Я, конечно же, купила колокольчик с гербом и поискала открытку для дорогой
3422.
Хотела в качестве сувенира получить ещё и билетик, но кондуктора в троллейбусе не обнаружила. Проехав "зайцем" одну остановку, вышла недалеко от первой цели путешествия - скульптуры "Аист, приносящий ребёнка" (стоит у здания, где раньше находился ЗАГС Ленинского района г. Кирова, по ул. Воровского, 79 - недалеко от пересечения с Октябрьским проспектом)
Дошла до Театральной площади - центральной площади города. Здесь находится Драматический театр, главный корпус ВятГУ и здание Законодательного собрания Кировской области.
Панорама:
http://img-fotki.yandex.ru/get/4527/20839000.0/0_64294_2ea5039a_origЕсть на площади и фонтан
Вид от фонтана на Московскую улицу
Здание понравилось. Не помню, на какой улице.
На улице Энгельса, 16 расположен Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики
Здание построено в 1858 году.
Памятные доски
Рядом с музеем установлен бюст летчика-космонавта СССР, дважды героя Советского Союза, почетного гражданина г. Кирова и Кировской области В.П. Савиных.
Я оказалась у музея за полчаса до закрытия, поэтому заходить не стала.
Недалеко от пересечения улиц Энгельса и Ленина установлена вторая скульптура, которую хотелось увидеть - "Печать вятская"
После осмотра скульптуры я отправилась в Александровский сад
С сайта
http://www.ako.kirov.ru:
"Городской публичный сад был устроен осенью 1825 года при губернаторе А. И. Рыхлевском после посещения Вятки императором Александром I. Для начала определили участок земли площадью 10906 квадратных сажен и посадили деревья - берёзу, липу, рябину и черёмуху. Место для разведения сада выбрали очень удачно. Оно занимало мыс, образованный берегом реки Вятки и склоном Раздерихинского оврага. В ХVII веке здесь находилась северная часть Хлыновского посада, а по кромке лога прилегали рубленые прясла крепостных стен. Территория сада имела значительное архитектурное окружение. Охватив полукольцом корпуса губернских присутственных мест, она вплотную подходила со стороны набережной к ограде Пятницкого храма и заканчивалась у стен Спасо-Преображенского девичьего монастыря.
Официальное открытие сада состоялось 30 августа 1835 года. По инициативе вновь назначенного губернатора К. Я. Тюфяева местным землемером М. Ивакиным предварительно был составлен генеральный план, согласно которому осуществлялась разбивка аллей, тропинок и газонов сада. Тогда же построили две деревянные беседки по чертежам губернского архитектора А. Е. Тимофеева и каменный мостик. В декабре 1835 года с позволения императора сад получил название «Александровский» в честь наследника престола, будущего царя Александра II. Завершающим звеном в ансамбле Александровского сада стали чугунная ограда и ворота, построенные в 1838-1840 годах по проекту выдающегося архитектора и художника А. Л. Витберга. Строительным работам предшествовала нивелировка площади перед садом и выравнивание трассы ограды.
Первоначальная разбивка парка системой аллей и тропинок сочетала элементы строгого регулярного стиля и живописные детали естественной ландшафтной архитектуры. Главная планировочная ось парка - центральная аллея, перспектива которой эффектно замыкается силуэтом паркового павильона. Затем, огибая складки рельефа, дорожка проходила по краю оврага, подводя по декоративному мостику к кульминационной точке ансамбля - береговой ротонде. Комплекс парковых сооружений удачно дополняла небольшая поминальная часовня, построенная в 1875 году по другую сторону Раздерихинского оврага. Во второй половине ХIХ и в ХХ веках на территории сада появились летний клуб, кинотеатр, шахматный павильон, танцплощадка и различные аттракционы, но просуществовали они недолго. Ротонды, входной портал и решетку Александровского сада можно смело поставить в ряд лучших достижений русской садово-парковой архитектуры периода позднего классицизма.
Великолепный ансамбль Александровского сада по праву считается одним из лучших произведений парковой архитектуры провинциального классицизма".
Говорят, этот мост называют мостом самобуийц
Береговая ротонда и вид из неё
Здесь же находятся и чудесные лавочки:
http://klyaksina.livejournal.com/540211.html Вдоль Вятки идёт набережная Грина
Видна стена Спасо-Преображенского женского монастыря
Пересечение с ул. Московской. Мемориальный комплекс "Вечный огонь"
Отсюда можно спуститься к Успенскому Трифонову мужскому монастырю
С сайта
http://www.ako.kirov.ru:
Мужской монастырь во имя Успения Богородицы был основан в ХVI столетии. По жалованной грамоте царя Ивана Грозного и с разрешения патриарха к югу от кремлёвских укреплений за речкою Сорою в 1580 году под монастырские постройки было отведено место старого городского кладбища с двумя ветхими деревянными церквами. Строителем монастыря и первым его настоятелем является инок Пыскорского монастыря - известный просветитель малых народов прикамских и вятских земель преподобный Трифон.
Первые постройки - «клетскую с трапезою» церковь Благовещения и «малые клетицы» Трифон соорудил на средства горожан. Также благодаря пожертвованиям местных жителей в 1588 году новую обитель украсил шестишатровый деревянный собор, заменивший ветхую Успенскую церковь. Со временем из маленькой обители вырос живописный деревянный ансамбль. Четыре храма, часовня над источником, которую по легенде строил сам Трифон, шатровая звонница на столбах с восемью колоколами, кельи и многочисленные хозяйственные постройки, окружённые деревянным заплотом со святыми вратами, составляли эффектную композицию.
Согласно древнерусским традициям, новые храмы строились на местах старых, поэтому последующие перестройки не изменили исторически сложившийся комплекс. Первое каменное здание ансамбля - Успенский собор, было заложено архиепископом Ионой Барановым в 1684 году. В 1690-е годы к северо-западу от него был возведён Никольский надвратный храм. При архимандрите Александре, с разрешения Петра I, были выстроены в камне колокольня (1714), церковь Александрийских Чудотворцев Афанасия и Кирилла при больничных кельях (1711--1717). Несколько позже в монастыре «выросли» каменные настоятельские палаты (1719), Благовещенский храм (1728) и братский корпус (1742).
Большой урон монастырским строениям был нанесён пожаром 1752 года. Восстановительные работы и строительство каменной ограды с башнями, прерванные в 1770 году новым пожаром, были окончены только к 1799 году. Испытывая большие материальные затруднения после реформы 1764 года, монастырские власти стали широко прибегать к сбору пожертвований и купеческому меценатству, что позволило не только содержать в порядке постройки монастыря, но и вести новое строительство. В 50-е - 60-е годы ХVIII столетия были восстановлены пострадавшие во время пожаров завершения Никольской надвратной церкви и колокольни, отремонтирован храм Афанасия и Кирилла, переименованный в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы. Пристрой к северному фасаду братского корпуса в 1823 году и переделка настоятельских палат в начале ХIХ столетия завершили формирование монастырского комплекса.
Значительная часть доходов, которые приносила казне сдача монастырских построек и угодий в аренду светским властям и частным лицам, вошедшая в практику хозяйственной жизни монастыря середины ХIХ столетия, использовалась на ремонт и реконструкцию монастырских зданий, благоустройство территории. В начале ХХ века Трифонов монастырь удивлял паломников своей чистотой и порядком. Чугунный тротуар, асфальтовые дорожки, старинный сад с беседками, липами, малиной, смородиной, цветочные клумбы, пруды, мостики, ухоженное кладбище с белокаменными надгробиями, рыбные садки, бассейн, деревянная часовенка над источником вносили в ансамбль культовых сооружений черты интимности и уюта.
Собранная Трифоном коллекция из 150 книг легла в основу богатой монастырской библиотеки, позднее здесь был организован музей церковных древностей. С 1744 года в стенах монастыря располагалась славяно-греко-латинская школа. В 1612 году в своей келье почил старый Трифон, мощи которого впоследствии были захоронены в Успенском соборе.
После 1917 года храмы Успенского Трифонова монастыря были переданы по договору религиозной общине, в братском корпусе и настоятельских палатах разместилась губсовпартшкола. Однако в 1929 году общине было отказано в пользовании храмами: Успенский собор стал использоваться как книгохранилище губернского архивного бюро, остальные здания отвели под жильё. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений была утрачена.
Работы по реконструкции монастыря начались в 1980 году.
Вид на монастырь с улицы Дрелевского
Николская надвратная церковь
Реставрация
Колокольня
Успенский кафедральный собор
Надкладезная часовня преподобного Трифона
Архив, духовное училище, резиденция митрополита, библиотека
На улице темнело, да и до поезда оставалось не так много времени, поэтому я поспешила на вокзал.
По пути отправила
3422 открытку и купила вкусного кировского пива.
Следующий пост будет о кировских окнах, дверях, малом бизнесе и рекламе
![](http://www.bigsauron.ru/valid4133_hfdd34016fd8e47cbf93c5390df39c297.jpg)