На прошлой неделе мы с
alkok,
doktoryuga и
mouse-traveler съездили на Воткинскую ГЭС. Скоро расскажу и про ГЭС, и про город Чайковский.
По дороге домой я вспомнила о поездке к бывшей Горюхалинской ГЭС. Информации о ней и вообще о каскаде ГЭС на реке Очёр очень и очень мало. Не так давно в Очёрском музее открылась выставка "Да будет свет!", посвящённая электрификации района, а до её открытия мы с сотрудниками музея как раз обсуждали, что документов по этим электростанциям просто нет, да и очевидцев всё меньше.
Вчера (кстати, во время обсуждения в фейсбуке поста про бобров. Почему кстати? Потому что у Горюхалинской ГЭС есть бобровые плотины) я взяла с полки случайную книгу из непрочитанных, открыла её на случайной странице и...
Свет деревенских окон
1920 год. В стране голод и разруха. Еще стелется дым от пожарищ гражданской войны. А в это время Владимир Ильич Ленин думает о планах электрификации России. Даже знаменитый английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, который умел заглядывать на столетия вперед, не поверил, что голодная, лапотная Россия в столь короткий, намеченный программой ГОЭЛРО, срок сумеет вырваться из тьмы веков к электрическим зорям, и назвал В. И. Ленина кремлевским мечтателем.
Ошибся Уэллс. Ленинский план ГОЭЛРО осуществлялся с поразительной быстротой.
Крестьяне Оханского уезда одними из первых на Урале зажгли в своих избах лампочки Ильича.
В 1924 году неподалеку от деревни Усолье, на Горюхалинском пруду, началось строительство гидроэлектростанции. Возводили ее вручную, на подводах и в носилках доставляли песок и гравий. Молодежь всех окрестных деревень, всего уезда участвовала в сооружении плотины, дамб, машинного отделения...
Уже в декабре 1925 года Горюхалинская ГЭС вступила в строй. По сегодняшним представлениям, мощность ее была невелика - 76 киловатт. На первых порах электроэнергию получали всего лишь 160 крестьянских изб. Но день пуска этой ГЭС стал большим праздником для всего огромного уезда. Со всех волостей мужики и бабы ехали на лошадях смотреть на чудо-диковинку.
С той поры столько десятилетий отшумело. Тогдашние мальчишки стали глубокими стариками. Но помнят они отчетливо и посейчас, что переживали крестьяне, когда в закопченных керосинкой и лучиной избах рукотворными солнышками ярко вспыхнули махонькие лампочки.
Жители деревни Горюхалиха супруги Пирожковы участвовали в сооружении гидроэлектростанции: Елизавета Григорьевна укладывала кирпичи на здание машинного отделения - зала, Александр Михайлович подвозил на лошади землю к плотине. Вот что они рассказали:
- Ой, какой огонь был, какой огонь! Будто солнышко ворвалось в избы среди ночи, осветив все углы. Ну и посмеялись мужики и бабы над своими прежними страхами, когда только после долгих уговоров позволяли монтерам делать в избе электропроводку. Не сразу брали в руку лампочку, говоря: «Змею, небось, хотите пустить». До утра в Горюхалихе никто не спал: при электричестве лапти плели, тесто месили, супы варили. И так радостно, хорошо всем было!..
Вслед за Горюхалинской на реке Очер были сооружены Горно-Луговская, Очерская, Дубровская гидроэлектростанции. Каскады ярких огней озарили весь Оханский край. Приветливо засветились не только окна изб, светлее стали мысли у крестьянина. Электричество еще больше укрепило его веру, его надежду на новую, справедливую жизнь. Мужик стал мыслить так: «Ежели Советская власть дала мне землю, вырвала из полутьмы лучин и керосинок, значит, она справедливая власть, моя власть».
Первым директором Горюхалинской ГЭС долгое время был Андрей Архипович Болотов. Потом от него принял эту хлопотную должность сын Лев, который отдал сельской электрификации в общей сложности более полувека. Он и поныне продолжает трудиться в Оханском сетевом районе старшим мастером и передает свой богатый опыт молодым рабочим. На том же предприятии работает водителем автомашины его сын Юрий, представитель третьего поколения из династии Болотовых имеет к электричеству самое непосредственное отношение.
Так вот, Лев Андреевич Болотов рассказывал:
- Уже лет двадцать наш район полностью питается электроэнергией от линий высоковольтной передачи, проложенных от Воткинской ГЭС на Каме. Конечно, расход электроэнергии возрос во много крат и теперь исчисляется миллионами киловатт-часов в год.
Понятно, что окна домов в старинном Оханске и в соседних деревнях засияли еще ярче. Электричество стало такой же неотъемлемой частью здешнего бытия, как вода, хлеб, одежда. Оно же, питая током киноустановки, телевизоры, радиоприемники, переносит наших современников даже из самых отдаленных поселений в любое время в большой мир - в областной центр, Москву, во многие зарубежные страны. И это стало привычным.,
Ну а что же стало с первенцами ГОЭЛРО на оханской земле - маленькими гидроэлектростанциями? Их тогда же, в середине шестидесятых годов, закрыли. Посчитали, что отработали они свое и более не понадобятся. Теперь многие признают, что это было ошибкой, порожденной верхоглядством и гигантоманией, распространившимися в те годы. Оставшиеся беспризорными электроустановки постепенно стали разрушаться, к чему приложили руки и легкомысленные люди. Так, в машинном отделении Горюхалинской ГЭС жгли костры любители зимнего подледного рыболовства и закоптили все стены, в которых каждый уложенный в середине двадцатых годов кирпич был окроплен крестьянским потом.
Поведав мне об этом, Лев Андреевич Болотов с горечью добавил:
- Та же Горюхалинская ГЭС и теперь могла бы действовать и давать людям свет. А теперь от нее одни остовы остались...
Ошибки, тем более очевидные всем, принято исправлять. Значит, необходимо взяться за возрождение гидроэлектростанций на реке Очер, имеющих не только хозяйственную, но и историческую ценность. А на базе первой на Урале Горюхалинской сельской ГЭС можно было бы создать и музей, чтобы потомки наши в третьем тысячелетии увидели, с чего начиналось осуществление исторического плана ГОЭЛРО.
(И. Закиров. "А вокруг всё те же угоры".
Краеведческий сборник "Отчий край", 1987 год)
Про Горюхалинскую ГЭС:
http://klyaksina.livejournal.com/1182813.html