про секты
Когда-то в Ставрополе я учился в школе № 8, и там у нас была крутая учительница истории Елена Петровна, она нам рассказывала какие-то выходящие за рамки школьной программы темы, даже, например, один урок она посвятила Ленину и апрельским тезисам. И вот у нее был кабинет, где в стеклянных шкафах стояли книжки, которые нельзя было брать почитать, но я не спрашивал разрешения, и книгу Михаила Горбачева "История религиозного сектантства" я оттуда утянул и прочитал (потом вернул на место, а вот жаль - если бы забрал себе, то я бы ее оцифровал и выложил в public domain, а так остается только вспоминать).
Там было много удивительного - про хлыстов, про молокан, про адвентистов седьмого дня, про Свидетелей Иеговы. Было и страшное - про скопцов. Но, в основном, это было такое научное антропологическое исследование, хоть и провинциальное.
К чему это все вспомнилось? Ну, может быть, к попытке вычленения методов, которыми действуют все эти товарищи, у которых есть секты, и до сих пор. Это эмоциональная раскачка "ты говно, чмо, мудило, но если ты будешь следовать нашим правилам, то, может быть, ты сможешь стать лучше", ну и дальше там предлагаются "ступени", или "уровни", или "продвижение по Мосту" - в общем, надо сдать экзамены. Право сдать экзамен обычно покупается за деньги. Ну, а дальше? А дальше, наверное, тебе предлагается стать инструктором.
Какая из этого мораль? Я хз. А вот у Наутилуса есть песня со словами:
"Какая у этой басни мораль?
А морали нет никакой.
Один родился рогатым но
Пернатым родился другой.
Негодяй торгует на рынке пером
И пухом из ангельских крыл.
А ангел летит высоко высоко
Такой же крылатый как был"
Такой вот хэппи-энд. Все любят, когда хэппи-энд.