Русским в Армении все Фиолетово

Nov 08, 2010 11:04

 Для моих любимых друзей, для тех ,с кем я давно не виделась и не могу в деталях лично рассказать о своём путешествии в Армению, и в частности, в село Фиолетово, выкладываю этот пост.
Предварительно, дабы вы смогли воспроизвести картинку происходящего рассказываю предысторию.
В Армении было хорошо. Тепло и вкусно. Понаехали сурьёзные журналисты с сурьёзными фотоаппаратами, с длинными такими зеркальными объективами, с аппаратурой всякой... Я, вся такая блондинкинская блондинка, с маленьким розовеньким фотоаппаратиком, с розовеньким ноутбуком, с сумкой LV, в которой в чехольчиках лежали 5 пар туфелек-мокасинчиков смотрелась очень... в общем, как обычно. 
Пишущие журналисты два дня спокойненько отдыхали в Ереване, пока телевизионщики катались по самым дальним регионам, да по горам. Естесьно, моя любящая приключения задница толкала меня по всем этим деревням-горам. В одно прекрасное утро у нас была встреча с католикосом всех армян. Я - при параде: каблучищи, платье... Но кто ж мне бы сказал, что сразу после этого, не заезжая в отель, мы поедем в деревню?! В итоге, после 3 часов тряски по серпантину, я в своих Richmond среди коровьих лепёшек смотрелась очень...ну в общем, как всегда. Ну а теперь уже сам материал (хвалюсь! вышел! первый большой! в электронной версии тут: http://www.ng.ru/style/2010-11-08/12_violet.html)

Про жизнь на Погребальной улице, капусту и семейные сундуки молокан

Когда мы приезжаем в другую страну, сразу же начинается сумасшедшая гонка - осмотр достопримечательностей. Площади, памятники, центральные улицы, аллеи, парки - все сливается в единый водоворот эмоций и впечатлений. Рассказ о путешествии ограничивается общими фразами. Но иногда удается найти в рядовой заграничной поездке что-то, что перекрывает все остальные эмоции. Что остается в памяти навсегда, и именно это рассказывают первым, отвечая на стандартный вопрос: «Ну, как съездили?»

Два часа по серпантину, вверх, в горы Армении. И вдруг оказываешься в русской деревне. На указателе - село Фиолетово. Здесь, вдали от ереванского шума и городских забот, живут сектанты-молокане. В начале XIX века представители этого религиозного движения были сосланы на Кавказ. Себя молокане называют «духовными христианами». Они считают, что, для того чтобы общаться с Богом, не нужны ни попы, ни кресты, ни церкви. Молятся в молельных домах, но крестом себя не осеняют. Даже обряд крестин у молокан называется «кстины».



Плантации капусты перед каждым домом

Фиолетово - одно из самых крупных поселений молокан в Армении. Смешанные браки не приветствуются. Молоканам удалось создать в Армении свою маленькую Россию, не потерять себя, свою веру и свой язык. Жители разделились на тех, кто строго соблюдает старинные молоканские обычаи: мужчины носят длинные бороды, женщины ходят в платочках, категорически не употребляют спиртное, не курят, молятся по нескольку раз в день. А есть те, кто бороды бреет, покуривает. Но за это достается от старшего поколения и пресвитера, который возглавляет общину. Поэтому нарушители традиций прячутся от посторонних глаз. Телевизоры, радио и телефоны тоже запрещены. Но некоторые все же не могут отказать себе в удовольствии иметь связь с внешним миром. Наличие телевизоров в доме осуждается, поэтому их тоже прячут, даже друг от друга. Старосту села Алексея Новикова называют идолопоклонником - у него дома есть телевизор (наклоняется, чтобы включить) и даже спутниковая тарелка. Часто в дом старосты забегает соседская девочка Таня Морозова. Раньше в доме Тани был телевизор, но потом он сломался, и отец не разрешает покупать новый. А Таня очень скучает по сериалам, ведь у молоканских детей развлечений совсем мало.



Все семьи многодетные. Аборты строго запрещены. Детских садиков нет. Малыши воспитываются всем селом. На улицах, которых в селе всего две - Центральная и Погребальная, бегают группы детишек, удивленно рассматривают «пришельцев», с любопытством заглядывают в фотообъектив. Поразительно русские мордашки: ясные голубые глазки, светлые, золотистые волосы и россыпь веснушек на курносых носах. Те, кто постарше, помогают родителям справляться с хозяйством. Есть школа, даже с компьютерным классом. Армянский язык преподается, но по-армянски молокане говорят плохо. Интересная деталь: русскому языку фиолетовцев обучают армяне - ни одного русского учителя нет. После школы все сразу начинают работать, получить высшее образование, как правило, никто не стремится.



Все дома в деревне большие, добротные, в каждом дворе навалены огромные горы кочанов капусты. Оказывается, молоканская квашеная капуста раньше была знаменита по всему Союзу, а сейчас ее охотно покупают на армянских рынках. «Капуста - наша кормилица», - говорят молокане. В огромные дубовые бочки наваливается нашинкованная вручную капуста, туда же морковь и соль, и через две-три недели самая лучшая закуска, богатая витамином С, готова.


  
 

Целое поле капусты Дусе нужно собрать и нашинковать одной, вручную

К сожалению, не все удается продать. Большая часть урожая пропадает. Раньше держали овец, но сейчас некуда сбывать шерсть. Свиней у молокан нет - они считаются грязными животными. Из скотины остались только коровы, но молоко и мясо - для себя. Поэтому молокане вынуждены уезжать на заработки. Кто в Ереван, кто в Россию. Многие отказываются от пенсии - не хотят принимать деньги, не заработанные своим трудом. В городе работают слесарями, сварщиками, кровельщиками, а женщины - лучшие уборщицы. Молокан ценят за их трудолюбие, честность и опрятность. Кроме того, это, пожалуй, единственные работники, которые не пьют.



Староста села Алексей Ильич предупреждает, что с прессой общаться жители не любят. От камер отворачиваются, на вопросы не отвечают. Но все же нам удалось зайти в дом к местной жительнице Дусе. Обстановка самая простая: печка, стол, стулья, комоды да странные очень высокие кровати с несколькими подушками под тюлевыми накидками. Вместо икон висит только белое полотенце с ручной вышивкой.


   

А на столе разложены раскрытыми три самые главные для молокан книги: Ветхий Завет, Новый Завет и «Дух и жизнь» - «Богодухновенные изречения Максима Гавриловича Рудометкина, Царя Духов и Вождя Сионского Народа Духовных Христиан Молокан Прыгунов». Других книг нет. Зато в доме у Алексея Ильича в шкафу в дальней комнате стоят книги Пушкина, Сэлинджера и детективы. «Так сыновьям покупал, - как бы оправдывается староста-«идолопоклонник». - Давно еще. Сам не читаю».



Староста села напоил нас кофе

Непременный атрибут любого молоканского дома - это сундук. Есть старинный обряд. Свадьбы обычно устраивают в воскресенье. Заранее, в четверг, жених кладет в сундук подарок для невесты: туфли, косынку, передник, нижнее белье. И отвозит невесте. Ее родители складывают в сундук приданое и платье. В день свадьбы, в воскресенье рано утром, этот сундук выкупают. Сейчас это чисто символическая сумма. Иногда говорят, что сундук украли и жених должен его найти. Иногда девушки выкапывают яму, опускают туда свой сундук - так жених проверяется на прочность. Если жених не нашел, должен заплатить двойную цену, уже более ощутимую. У каждой семьи свой сундук, чужой брать нельзя. Их заказывают у специального мастера. Таких мастеров в селе несколько. Размеры сундуков стандартные, различаются они только узорами. Все самое сокровенное складывают в сундук. Потом он занимает почетное место в доме как символ семейного благополучия. Молоканские семьи очень крепкие. Разводы запрещены. Если кто-то хочет развестись, на него начинают воздействовать всем миром: староста, пресвитер, соседи и родственники. Увещеваниями и уговорами пытаются сохранить мир в семье. Может быть, нам в России тоже заводить свой сундук? Глядишь, и разводов бы меньше стало...




«Чем же вы занимаетесь целыми днями? - спрашиваю у Дуси. - Зимой-то совсем тоскливо, наверное».

«Как чем? Капусту квасим. В гости друг к другу ходим, общаемся, чай пьем. - Дуся угощает меня квашеной капустой. - Новый год и Рождество мы не отмечаем, дни рождения тоже. Самый главный праздник для нас - Пасха. Еще кстины. После молитвы все собираются за столом, ставим большие самовары, песни поем. Раньше был у нас Дом культуры, артисты приезжали, а сейчас нет ничего».



Действительно, здание бывшего Дома культуры стоит с выбитыми стеклами, а перед входом - огромная гора капусты.

Несмотря на тяготы жизни, молокане на судьбу не жалуются. Нам, приезжим, их образ жизни кажется странным и непонятным. Непонятно, почему они не возвращаются в Россию. Почему не стремятся получить высшее образование и выстраивать карьеру. Мы забыли о том, что можно просто жить. Без рвачества, без стремления заработать все деньги мира. Просто жить, без надрыва, без того, чтобы жилы натягивались тугими канатами, а нервы превращались в звенящие струнки. Просто жить, без допинга в виде алкоголя, сигарет, без непрекращающейся информационной атаки телевидения и Интернета. Просто жить в гармонии с самим собой, в мире, где семейные узы священны и детей не оставляют в роддоме. Жить там, где нет вечных пробок, выхлопных газов, неоновых вывесок. Там, где люди дышат полной грудью, а вместо вечерних новостей смотрят на закат солнца.

Ереван-Москва


 

работа, путешествия, стиль жизни, люди

Previous post Next post
Up