"Плыву без компаса,
Кричу без голоса..."
История первая
Эта история началась в 18 веке. Россия искала свое место в семье европейских народов, укрепляла границы, стремилась к новой геополитической роли. Мы закрепились на побережье Балтийского и Черного морей, искали выход в Средиземное. Тогда русские землепроходцы вступили на землю нового континента - Америки. И в 1764 году в России родился граф Николай Петрович Резанов, а на 27 лет позже, в 1791 году родилась Кончита Аргуэльо.
Резанов был патриотом своей Родины, его называли «строителем Империи», удивительная выдающаяся личность, который ставил интересы России выше своих собственных. Жизнь его была неразрывно связана с историей Русской Америки.
После открытия русскими землепроходцами полуострова Аляска и Алеутских островов, российские купцы устремились во вновь открытые земли. Колонизация шла хаотично. Граф Резанов после гибели жены и видения ему Богоматери отправляется по приказу царя в первое русское кругосветное путешествие, необходимое и для политики, и для экономики государства. Одной из задач Резанова была инспекция Русской Америки, во время которой он должен был на месте оценить состояние поселений, оказать им посильную помощь, составить план развития американских владений и вернуться с докладом в Петербург. Но приезд на Аляску изменил все планы. Русские поселения были на грани голода, свирепствовала цинга. Нужна была срочная помощь. Резанов дает распоряжение приобрести у английского купца Вольфа судно «Юнона» с грузом продовольствия. Но его было явно недостаточно. Тогда Резанов решает идти за продовольствием в Калифорнию. Так началось знаменитое путешествие фрегата «Юнона» и тендера «Авось».
Калифорния в то время была колонией могущественной Испании. Русские корабли были встречены враждебно. Комендант Сан-Франциско дон Хосе Аргуэльо запретил что-либо продавать русским. На помощь Резанову пришла 15-летняя дочь коменданта Мария дела Консепсьон, которую близкие называли Кончитой.
Один из членов экипажа «Юноны» Георг Лангсдорф так описал ее: "Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко". Это была очень энергичная, честолюбивая, умная девушка, которой было тесно и душно в калифорнийском захолустье.
Резанов заметил в ней эти качества и решил воспользоваться ими. Он преподнес ей диадему из императорской сокровищницы, стал ухаживать за ней, и Кончита, имеющая огромное влияние на отца сумела в считанные дни изменить отношение к русским морякам так, что, по отзыву Резанова, он стал чувствовать себя в порту большим хозяином, чем комендант. Русские закупали все по выгодным ценам и грузили на корабли.
Кончита полюбила Резанова с первого взгляда. Да и как его было не полюбить? Красавец, камергер императора далекой, могучей таинственной державы, образованный, умный, мужественный, отважный.
Резанов решает закрепить это чувство помолвкой. Любил ли Резанов Кончиту? - трудно сказать. Для него это был в первую очередь «династический» брак, выгодный его стране, делу, которому он служил. А Кончита... искренне, страстно, по-настоящему полюбила. Жениться оба не имели права - Она была католичкой и для брака с православным - «схизматиком» ей нужно было разрешение Папы Римского. Он - обер-камергер двора Его Императорского Величества - не мог вступить в брак без его разрешения. Эта помолвка не имела ни религиозной, ни юридической силы - только нравственную.
Резанов торопился - на Аляске люди ждали продовольствие. Затем предстоял долгий путь в Петербург через Сибирь. В пути он заболевает и уходит из жизни 1 марта 1807 года. Прошло несколько лет, прежде чем до Кончиты дошло известие о гибели Резанова. Она отказалась верить.
Завидная невеста, красавица отвергала предложения о замужестве и ждала. Вновь и вновь до нее доходили известия о гибели Резанова - она отказывалась верить и ждала.
Ушли из жизни отец и мать - она ждала. Она ждала 35 лет.
В начале 40-х годов в Калифорнию пришли официальные документы, подтверждающие гибель Резанова. Только тогда она стала монахиней Доминиканского Ордена под именем Мария Доминика, и получила прозвище Беата (Благословенная). Но и в монастыре она не стала затворницей. Недаром ее прозвали «танцующей монахиней». Продолжала заниматься благотворительностью, была первым организатором школы для туземных детей. Она ушла из жизни в 1857 году, пережив Резанова на 50 лет. (материал взят с сайта
http://www.roerich.kz/shurnal/texts/unona_i_avos.htm)
История вторая
В 1981 году театральной сенсацией стала постановка режиссера Марка Захарова в Ленкоме рок-оперы Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского «Юнона и Авось».
Вдумаемся - на сцене Ленкома звучали православные молитвы и песнопения, развевался Андреевский флаг, появилась Богоматерь с младенцем Иисусом. Это казалось чудом - да и было чудом. Позднее Марк Захаров рассказывал, что перед сдачей спектакля комиссии он рано утром сходил в храм и освятил три маленьких иконки. Две поставил в гримерки к главным героям, одну взял себе. В результате спектакль был принят без замечаний и цензурных поправок, что в те времена вообще было редкостью. Великий артист Николай Каранцов долгие годы являлся символом этого спектакля.
Сейчас у «Юноны и Авось» новые лица.
История третья
В марте 2012 года история о Резанове и Кончите вошла в мою жизнь и осталась навсегда в самом сердце.
Я впервые была на рок-опере. На «Юнону и Авось» я уговаривала любимого пойти еще с декабря прошлого года, но все как-то не получалось. Он видел постановку еще с Караченцовым... Я не знала историю, положенную в основу спектакля, я не знала содержания. Но песню слышала еще давно и уже тогда сердечко замирало от предчувствия чего-то... На два часа мир перестал существовать и в целой Вселенной не было ничего важнее истории юной Кончиты. Это ведь о ней и только о ней, какой бы Резанов ни был великий. О невероятной силе женской любви, о всепоглощающей, бушующей в своей кротости преданности, о свече, которая горела в окне 35 лет.
Мы вместе, на одном дыхании, на одной эмоциональной волне пережили спектакль. Для В., только что вернувшегося с Афона, песнопения, молитвы и явления Богоматери воспринимались по-другому. А для меня - я смогла немножко приоткрыть завесу его души, смогла понять причину его ревности к моему прошлому, причину его страхов.
« - Она дождалась.. А ты сможешь дождаться? Не отвечай...» - он отворачивается.
Я смогу. Я дождусь. Вопреки всем ошибкам. Вопреки всем злым языкам. Вопреки всем пророчествам. Я растоплю твое недоверие, сколько бы времени ни потребовалось.
PS я не знаю, откуда плохие отзывы у этого спектакля. Почему люди, зная, что не будет Караченцова, все равно идут на постановку и потом ругаются, что Караченцова не было. Мы смотрели с составом Певцов-Зайцева. Певцов - умничка. Зайцева... она хорошая. Только Кончита смотрела на людей совсем другим взглядом.
Всё зависит от того, зачем и с чем ты что-то делаешь. Можно по-разному воспринимать действительность. Можно ехать верхом и отмечать, что дорога грязная, седло старое, от лошади воняет. А можно лететь навстречу ветру, наслаждаться свободой, чувствовать себя единым целым с лошадью и быть счастливым здесь и сейчас.
Можно жалеть, что не было Караченцова. Можно ругаться по телефону и выяснять, почему сломался какой-то насос. А можно растворяться в музыке, чувствовать, как все твое существо переполнено любовью. Чувствовать, как герои удивительно истории через пыль столетий рассказывают о себе, пытаясь донести до наших раскаленных умов самое важное. То, на чем держатся все миры во все времена...