Nov 12, 2015 00:46
Перед сном читаю сыну скандинавские легенды в изложении Ирины Токмаковой (это он в библиотеке выбрал).
Читаю, честно говоря, довольно бездумно, основных целей две: сделать приятное ребенку и не сломать язык об имена собственные.
Но даже при таком подходе я обратила внимание на две особенности этих историй, которые удивительны и одновременно очень симпатичны мне.
Во-первых, скандинавские боги - отнюдь не абсолютные, а весьма уязвимые и не всегда успешные создания. У них может что-то не получаться, причем они с этим мирятся, а не решают наказать обидчика и с этой целью долго вынашивают план мести. Проиграть они могут не богу (эти-то между собой в основном дружны), а например великану. Хотя казалось бы - где великан, а где бог?
И во-вторых, о злости и агрессии. Одни боги иногда могут напакостить другим. Не из вредности и не ради выгоды, а просто в порядке самовыражения, точные причины даже могут быть неизвестны - ну захотелось и все тут. Когда все узнают, из-за кого у них теперь большие неприятности, первый порыв - уничтожить вредителя. Но этого никогда не происходит потому что кто-нибудь мудрый тут же говорит: "Ну уничтожим, и чего мы этим добьемся? Неприятности останутся при нас... Давайте лучше пусть он теперь сам думает, как исправить ситуацию". Виновник катаклизма начинает думать, придумывает, исправляет последствия своего поступка. И после этого никто ни к кому никаких претензий уже не имеет.
У меня не хватает знаний, чтобы понять, почему эти два пункта кажутся мне удивительными. Предполагаю, что русской мифологии и сказках заложены совсем другие ценности, а оттуда они прочно осели в моем мозгу. Но могу и ошибаться.
книги,
сын