Человек - Швейцарский нож (Swiss Army Man, США, 2015)

Jul 19, 2016 00:44

Оригинал взят у dmitrythewind в Человек - Швейцарский нож (Swiss Army Man, США, 2015)

Оказавшись на необитаемом острове, Хэнк уже был готов потерять всякую надежду, но все меняется, когда на берегу он находит труп по имени Мэнни. Многофункциональность Мэнни поможет Хэнку выжить в диких условиях и заново обрести радость жизни. Вместе они отправятся в эпическое путешествие, которое вернет Хэнка к девушке его мечты.

«Приятно видеть такой ажиотаж на фильме, который через два дня выйдет в прокат», - прокомментировала ситуацию представительница фирмы-прокатчика, окинув взглядом четвертый зал кинотеатра «Октябрь» на 38-м Московском Кинофестивале. Зрители буквально сидели друг у друга на головах; пробиваться в зал даже с билетами на руках приходилось штурмом. «Надеюсь, вы расскажете вашим друзьям, какой это замечательный фильм», - добавила представительница, и не зря - уже через двадцать минут после начала - примерно тогда, когда герой Пола Дано будет пить дождевую воду изо рта трупа в исполнении Дэниеля Редклиффа  - шокированные зрители начали покидать зал. И правда - чего только мы не видели на фестивале в этом году! Как в «Стой прямо» дедушка решил умереть, занимаясь сексом с незнакомым мужиком. Как в «Троне» мужчину заживо заколачивают в деревянный ящик. Как в документальном «Хельмуте Бергере» пожилой актер домогается своего интервьюера, а потом мастурбирует на камеру. И никто, знаете ли, из зала не сбежал. Чем же «Человек - швейцарский нож» с двумя, возможно, самыми блистающими молодыми актерами Голливуда, мог их так пронять?

Ну, про пукание вы уже, наверно, слышали. Если в рецензии ничего не написать про пукание, доверия нет - смотрел ли вообще рецензент фильм? :-) Поэтому напишем в отдельном абзаце: труп пукает. Почти все время - ну, пока находчивый Хэнк не решает применить по назначению пробку от шампанского. «Это был секс?» - спрашивает его любознательный труп Мэнни (у трупов есть отдельное имя, да-да). «Нет», - отвечает Хэнк.

Думаете, это комедия? Трагикомедия? Ужастик? Чертов мюзикл? Нет, нет и нет! Дэниэлы (как называют себя приятели-режиссеры Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт), пригласив в проект еще двух почти Дэнов - Дэниела и Дано, снимают не то, что хочет публика, а то, что им хочется самим. Довольно рискованный подход - обычно публика не прощает даже легкого смешения жанров. В случае «Человека» риск оказался оправдан - такой дебют невозможно не заметить или проигнорировать. Достаточно пустить слушок… Гарри Поттер… труп… пукает?
Мало кому удавалось так легко и изящно скрестить высокое с низменным, грешное с праведным, а смешное - с жутким. Одна завязка чего стоит - отчаявшийся от одиночества на необитаемом острове Хэнк лезет в петлю, когда замечает прибитое к берегу волнами тело. В надежде если не на спасение, то на избавление от одиночества, он спешит к телу… Увы, признаков жизни нет… Но если в «Изгое» герой Тома Хэнкса всерьез считает собеседником волейбольный мяч, но уж человека - пускай и мертвого - тем более можно! Кто сказал некрофилия? Кто сказал кощунство? Никто не сказал. Нет больше никого на острове, вот некому и говорить. А уж когда реактивный пук превращает труп в плавательное средство… А уж когда включается зажигательный саундтрек… Кто упрекнет Дэнов в дурном вкусе? Только не Мэнни.

Не знаю, будут ли у молодых актеров в жизни другой шанс сыграть нечто столь  же странное - но уж этого опыта у них никто не отнимет. И если Пол Дано уже сыграл за свою карьеру немало фриков - даже Пьер Безухов в его исполнении выглядит, как нелепый и трогательный лузер - то Дэниелу Редклифу-который-пытается-уйти-от-образа-мальчика-которого-все-устали-называть роль трупа - настоящий актерский вызов. Потом что играть приходится нижней челюстью. Положением коченеющего тела. Косящим глазом. Кашей во рту. Черт, да у головы профессора Доуэля было больше возможностей самовыражения в фильме, чем у Мэнни! И что же? Мэнни рулит, местами «крадя» фильм у Хэнка, чтобы, наигравшись, вернуть его обратно, и так снова и снова - актеры отлично «подогнаны» друг к другу, создав один из самых удивительных современных кинодуэтов. Это вам не поцелуй с Человеком-Пауком под дождем! Это выпить воду изо рта трупа! Или принять из него душ!

Можно долго говорить о философском наполнении фильма, о богатстве и многослойности его подтекстов, о страхе перед смертью и страхе перед жизнью. О простом и примитивном, переходящем к запредельно сложному. Об удивительном свойстве человеческого разума преображать неприглядную реальность в спасительную фантазию - тут у «Человека…» много общего с совершенно другим фильмом о кораблекрушении - «Жизнь Пи». Ведь Хэнк не просто наделяет мертвеца именем Мэнни и отдельной личностью. Он создает третью персону на острове - свою тайную возлюбленную  Сару - и так как при этом совершает перенос себя в Мэнни, то освободившееся место в своем теле он оставляет ей. Изящно, не правда ли! Теперь их трое, и смотреть на бурные сцены, разыгрываемые в этом любовном треугольнике двумя телами, только одно из которых - живой человек, удивительно… легко. Да-да, режиссеры словно говорят зрителю - прими правила игры, побудь немного Сарой, побудь немного Мэнни, разве тебе не осточертело каждый день быть собой? Ведь теперь можно все - и пукать, и мастурбировать, и любить.

Герой (с тремя героями в подсознании) перемещается по безлюдной территории в виде двух тел - своего и Мэнни, находя все более и более странный для необитаемого острова мусор. Начало и середина фильма столь фееричны, что страшно за концовку - чем это может кончиться?

Можно по-разному относиться к предложенному финалу - мне он показался неестественным (будто бы все, происходящее до сих пор, было нормальным). Прежде всего, авторы разрушают собственную конструкцию, вводят в действие сразу несколько живых персонажей (среди них - новая королева ужастиков - сама Мэри Элизабет Уинстэд) и, в очередной раз сменив жанр, на этот раз плюют на трагикомедию и мелодраму и переходят к психологическому триллеру. И как же хорошо, что в самом конце у них хватает духу отбросить в сторону вроде бы наклевывающуюся «объясняющую всё» концовку, и громко… да, вы правильно догадались. Пукнуть.


сюрреализм, фестиваль ММКФ, триллер, отзыв, драма, выживание

Previous post Next post
Up