Убийство в кино из страшного и отвратительного действа с недавних пор превратилось в творческий акт. Такие сериалы как «Декстер», «Ганнибал» и серия триллеров «Пила» можно назвать наглядным пособием этой художественной концепции. Жестокий серийный убийца это еще полбеды. Он простой мясник и эстетика его убийств представляет смысловую ценность лишь для него самого. Судебный эксперт по брызгам крови Декстер, судебный же психиатр Ганнибал Лектер, ушли далеко вперед. Они настоящие художники, архитекторы убийства. Они творят элегантно и красиво. Их «работы» созвучны творческим изысканиям многих современных деятелей искусства, которые из кожи вон лезут, чтобы поразить и шокировать пресыщенную публику. Ганнибал Лектер и вовсе тонкий эстет, прекрасный кулинар, блестящий психиатр, на редкость разумный в своем безумстве. И дела, которые он расследует вместе с полусумасшедшим специальным агентом ФБР Грэмом, тоже один к одному: что ни убийство, то художественное произведение - в духе сюрреализма. Джон Крамер, он же Пила, гениальный инженер, создающий хитроумные и смертельные ловушки для своих жертв. Так же как Декстер он карает людей, совершивших, по его мнению, дурной поступок, но в отличие от Декстера он стремится не убить, а проучить. Каждое наказание это тщательно продуманный спектакль, и если актер отказывается следовать указке режиссера или попытается его обмануть, то его ждет неминуемая смерть.
Истоки данного явления уходят глубоко в Средневековье, когда палачи при всем честном народе демонстрировали свое мастерство глумления над человеческим телом. Эти мероприятия служили не только устрашением, но и своеобразным развлечением публики. Под влиянием Церкви какие либо иные манипуляции с человеческим телом были запретны, отчего очень страдали врачи и художники. Для первых отсутствие человеческого материала было препятствием к совершенствованию искусства врачевания, для вторых - изображения человеческого тела. Та же тенденция, хоть и с некоторыми послаблениями, продолжилась и в Новое время. Существует, например, история, что Микеланджело Буонаротти выменял одну из лучших своих статуй на человеческий труп. Кроме того, части человеческих тел использовались в колдовстве и в приготовлении лекарств. Так что к палачам выстраивалась длинная очередь.
Кадры из сериала "Ганнибал"
Нередко желающие заполучить труп были вынуждены выкапывать свежие могилы или воровать с виселиц тела казненных. Этим непотребным делом еще в бытность студентом пришлось заниматься Андреасу Везалию, впоследствии выдающемуся анатому и лейб-медику сначала испанского короля Карла V, затем его сына Филиппа II. Андреас Везалий оспорил учение античного медика Галена, чье имя пользовалось непререкаемом авторитетом в европейской медицине в течение 1300 лет, и этим навлек на себя гнев коллег и Церкви. Андреас Везалий исправил более 200 ошибок Галена. В своем фундаментальном труде «О строении человеческого тела» Везалий, в частности, правильно описал скелет человека, строение мышц и внутренних органов, опроверг мнение Галена о том, что в сердечной перегородке существует отверстие, через которое кровь должна проникать из правого желудочка в левый и там контактировать с пневмой.
В конце XVI века в Италии появилось полузапрещенное развлечение - анатомические театры, которые потом распространились по всей Европе. Большой популярностью пользовался анатомический театр в Голландии в городе Лейдене. Для любого путешественника, приезжающего в Лейден, анатомический театр непременно входил в список наиболее привлекательных достопримечательностей. Здания анатомических театров строились по принципу цирка: в центре располагался прозекторский стол, вокруг него - галереи для зрителей. Театры действовали зимой, поскольку летом не было возможности хранить трупы. Публичное препарирование трупа в анатомическом театре было настоящим представлением, на которое продавались билеты. Поскольку процедура вскрытия длилось не один день, можно было приобрести абонемент на весь цикл. В первый день хирург в парадном облачении вскрывал брюшную полость, на второй демонстрировал содержимое грудной клетки, на третий - черепа и так далее. В некоторых театрах в перерывах разносили еду и напитки, играли музыку. Если на прозекторский стол попадал женский труп, цена билета удваивалась. Посещение анатомических театров считалось очень прогрессивным, интересоваться наукой было модно и почетно.
Первый анатомический театр, г. Падуя (взято у
archimania)
Художник-патологоанатом Гюнтер фон Хагенс своей выставкой «Body Worlds» в 1996 году возродил полузабытую традицию анатомических театров. Однако в связи с его деятельностью то тут, то там вспыхивают скандалы по поводу того, каким образом к нему попадают препараты для его «скульптур». В последний раз ему вменялось в вину незаконное приобретение трупов расстрелянных китайцев. Примечательно, что злоключения Хагенса напоминают громкий случай, произошедший в XIX веке в Эдинбурге. В то время в Англии медицинские кафедры испытывали недостаток трупного материала из-за резкого сокращения количества казней по причине отмены «Кровавого кодекса» - уголовной системы, предусматривающей смертную казнь за 220 видов преступлений. Поэтому находилось немало желающих заработать легкие деньги. Родственники недавно похороненных вынуждены были охранять свежие могилы от «похитителей тел». Двое ирландцев Уильям Бёрк и Уильям Хэр в ноябре 1827- октябре 1828 гг. задушили 17 человек и продали их трупы профессору Роберту Ноксу. Когда полиция напала на след преступников, Хэр в обмен на неприкосновенность выдал своего подельника, Бёрка, и того приговорили к «повешению с последующим публичным анатомированием». Теперь скелет Бёрка, его посмертная маска и книга, обтянутая его дубленой кожей являются экспонатами в анатомическом музее медицинской школы Эдинбургского университета.
Словом, с какой стороны ни подойди, что «Декстер», что «Ганнибал», что «Пила» это все вариации старой идеи безумного доктора, воплощенной Мэри Шелли в романе «Франкенштейн или новый Прометей. Виктор Франкенштейн, больше страдавший любовью к науке, чем тщеславием, стремился познать таинство зарождение жизни, пытаясь вдохнуть ее в существо, созданное из частей тел умерших людей. Увидев, что его творение отвратительно, Франкенштейн сознает свое ничтожество перед Создателем, и в этом, собственно, и заключается мораль романа Шелли. Нынешние же франкенштейны - в духе времени - летают ниже, а безумства и гордыни у них на порядок больше. Они в полной мере считают себя творцами и вершителями судеб. Каяться за свою гордыню им некогда, они продолжают творить и заметать следы своих преступлений.
Анатомический театр тогда и теперь
http://aryalev.livejournal.com/4848.html