Старые уроки независимости

Nov 03, 2015 23:37

Такая вот была предыстория - Египет, который подрастерял, мягко говоря, все свои бонусы и полимеры, которые у него были во времена Нового царства и великих завоеваний, стал на несколько столетий переходящим призом для всяких, до этого затрапезных, правителей окружающих пустынь и гор. В итоге, в 671 году до н.э., Египет был завоеван ассирийцами, создателями первой в истории человечества (так якобы принято считать) сверхдержавы/империи. Осуществил «завоевание века» Ашшур-аха-иддин или по простому Асархаддон (да пребудет Аллах с ними обоими), который таки додавил Египет с его кушитским фараоном Тахаркой, разбив последнего и взяв древнюю столицу Египта Мемфис.

После этого началась череда ассирийско-кушитских войн за злополучную страну «возлюбленной земли». Хотя назвать это прямо таки войнами не всегда поворачивается язык, речь идет, скорее о ассирийско-кушитских качелях, - ассирийцы туда, кушиты сюда, ассирийцы сюда, кушиты туда. В 669-м году, Тахарка, который укрывался на юге в своем родном Куше, решил взять реванш и вернуть Египет. Собрав армию и намутив воду среди египтян и прочих местных жителей, он двинулся восстанавливать «историческую справедливость». Ассирийские гарнизоны были окружены и перебиты. Тут еще и Асархаддон, который узнал о восстании, только выступив с армией, внезапно умер. Так внезапно, что Тахарка совсем потерял страх и стал включать в свои владения (правда только на бумаге) и Финикию и Сирию и даже Ассирию. В этой ситуации, стала ключевой позиция правителей так называемого Нижнего Египта или Дельты, северной части Египта от Мемфиса аж до Средиземного моря. Князья болот и протоков, числом двенадцать (кто-то говорит о двадцати), играли роль ворот для чужеземных захватчиков из Азии и без их поддержки, никакие южные «освободители» не могли себя именовать фараонами всего Египта. С военной точки зрения, захватывание городов и крепостей Дельты считалась очень неблагодарной затеей. Чем местные фараончики и пользовались, выбивая себе очередные бонусы от очередных хозяев. И в этой ситуации, ассирийцы с мертвым балластом в виде Ассархадона, должны были предпринять решительные действия
Но Асархаддон был любящим отцом и успел назначить преемника - Ашшурбанипала, наверное, самого известного ассирийского царя и того самого, о котором столько сточили перья писатели за последний век. В 667 году до н.э., сын подхватил вожжи отца и двинул на Египет. Тахарка и его союзники были в клочья разбиты на границе Египта, потом в очередной раз был занят Мемфис, столица Нижнего Египта или Дельты. Тахарка убежал в столицу Верхнего Египта город Фивы. Но и там его достали загребущие руки ассирийских империалистов - город был взят и разграблен, а Тахарка стал фараоном в эмиграции, в родной Кушитии и там и умер в столице Напате в окружении любящих реваншистов-кушитов. При этом правители Дельты, были пленены и увезены в Ассирию, где всех их предали опале, кроме одного юркого князька, который в общем и организовал восстание против ассирийцев - Нехо. Его поняли и простили, вернув в Египет, с приставленным ассирийским куратором, чтобы не забывал, подлец, чей хлеб ест.



Прошли годы. Ашшурбанипал разбирался с делами в своей империи и более близких регионах, чем депрессивно-жаркий Египет. А дел у него с каждым годом становилось все больше и больше - то вавилоняне очередную смуту задумают, то из Элама напасть явится, то мидяне, то киммерийцы, всех и не перечислишь. И в этой череде дел, не сразу стало известно, что Тахарка, завещал все дела племяннику Танутамону. Произошло сие в 664 году до н.э. Горячий нубийский парень не внял печальному опыту своего предшественника и решил вернуть родной, каждому кушиту, египетский край под свою юрисдикцию. И в том же году, горя от нетерпения, рванул с войском на север. Все шло как нельзя хорошо - Фивы встретили легитимного фараона со всей благосклонностью, Мемфис посопротивлялся и сдался. При этом, правда, произошел трагический инцидент - погиб один из правителей Дельты Нехо (названный Первым). За что Танутамона и всех, кто его поддержал, невзлюбил сын погибшего Псамметих (названный впоследствии Первым). И бежал Псамметих в Ассирию, ибо больше некуда. А остальные правители болотистого Нижнего Египта разбежались, аки зайцы, по весям и крепостям. Танутамон пришел, увидел и … ушел. Ибо штурмовать и лазить по протокам и болотам не хотел, сами придут. И пришли, робко, но когда увидели ласку Батюшки-фараона, то прибежали практически все. Кроме Псамметиха, который был известно где. И пришел Псамметих вместе с ассирийцами в следующем году и устроил разбор полетов зарвавшимся южанам. Танутамон, скромно умолчал в своих стелах о причине, которая его заставила поспешно покинуть Египет и уйти обратно в Куш. Но мы то знаем. Кушиты решили не выяснять, кто сильнее, особенно в условиях продажности местного «неблагодарного» египетского населения и быстрого поражения под Мемфисом, и по-быстрому рванули сначала в Фивы, а после дальше на юг, туда, куда ассирийцам было лень лезть. В этой ситуации примечательно, как ассирийцы наказали поддерживающих кушитов египтян в Верхнем Египте - разграбили Фивы, да так, что цифры просто поражают, например пару статуй из электрума (смесь золота с серебром) весили более 75 тонн, ну и прочие трофеи. Короче столица Верхнего Египта (Фивы), теперь точно уяснили, кого не следует поддерживать на следующих выборах. Сделав свое дело, ассирийцы с песнями, плясками и добычей, отбыли в родные северные края, оставив своего верного вассала присматривать за местными. Псамметих, не будь дураком и начал свой присмотр с вполне разумных действий - подавления конкурентов и построения вертикали власти. Но это уже другая история.

Previous post Next post
Up