По шпалам

May 01, 2017 12:19

Во всей моей жизни незримо присутствовала эта старая ветка железной дороги. Каждый день я пересекал ее, идя в школу или институт. Стоял в пробках, когда перекрывали переезд. В детстве мы ходили на нее плющить гвозди и монеты под колесами тепловозов. Вдоль нее я ходил купаться на Ковш. Ночью она периодически, когда проходил состав, наполняла окрестности благородным железнодорожным шумом. И сейчас иногда наполняет, но уже гораздо реже.

Ветка эта начинается от Выемки, прорезает запутанный клубок трущобных улочек (Линейная? Коммунальная? Цеховая? Пойди разбери, где там какая), проходит по ул. Парижской Коммуны, по Бульвару 9 Января и выворачинает на Промышленную, по которой тянется мимо элеватора до Речпорта. В Речпорт вагоны уж несколько лет не ходят, да и мало чего от него самого осталось, так что последний отрезок пути совершенно заброшен.

Итак, вот мой маршрут:



Вправо - Выемка, там делать нечего, так что начинаем путь от развилки, влево по которой завод ВРЗ, вправо - наша ветка.


Трущобные участки железной дороги больше всего напоминают какую-нибудь Индию.


Как и там, у нас они для местных жителей служат двум главным целым: путь для выхода из родных трущоб...


..и место безнаказанного выброса мусора.


Приличные дома тут встречаются, тем не менее.


Узкое место. Если тут застигнет поезд, придется чуть ли не к самому забору прижиматься.


Где-то вдалеке позади тихо крался локомотив, и я надеялся его дождаться и эффектно заснять на этом узком вираже. Но он, негодяй, остановился и дальше не пошел.
Зато заснял тут великолепные старые ворота. Мало уже таких осталось, а новые такие и подавно никто не делает. Красота-то какая!


Бетонные казематы, испортившие весь ландшафт района ВРЗ.


Впереди пересечение с ул. Воровского. Единственное место, где пришлось сделать крюк до пешеходного перехода.


Эти домики дежурных на перездах когда-то были кирпичные, побеленные, с красными углами. Уютные. Когда их обшили сайдингом и облепили решетками, они сразу потеряли всю романтику.


Улица Парижской Коммуны.


Вот именню сюда мы ходили плющить гвозди и монеты. Сплющенный гвоздь превращался в отличный меч для пластилинового ниндзя. И страшно нагревался в процессе, так что приходилось водой поливать.


Повальная мода на раковые стройматериалы - сайдинг и профнастил - тут еще не везде добралась, встречаются еще симпатичные не изуродованные домики.


Вправо по курсу - непарадный вход в парк "Изумрудный".


Впереди первая развилка. Влево пути уходят на нефтебазу. Нам вправо.


В детстве я нередко ходил с родителями в гости к одним родстенникам, у уоторых была хорошая баня. Дело было обычно поздним вечером, часть пути пролегала всё тут же - вдоль этой железной дороги, ярко горели семафоры, и одна великая тайна не давала мне покоя: почему семафор издали светит ярко, а когда подходишь к нему ближе, все бледнее и бледнее? Тогда мои детские мозги родили теорию, что как-то у них яркость света регулируется, чтобы не слепить прохожих. Лишь много позже я узнал, что у семафоров линзирующие стекла, которые фокусируют свет и направляют его вперед.


Кстати, это на самом деле светофоры.


Еще один неромантичный испорченный домик дежурного.


Бульвар 9 Января.


Однажды, осенью 2011 года, здесь было так.


Помните, была такая советская песенка: "На улице Мира веселый народ! На каждом балконе бананы растут!"
Так вот - не растут.


Альтернативная энергетика. В сильный ветер этот ветряк прилично шумит. Не надоел ли местным, интересно.


Услуги.


Снова путь идет средь закоулков (Садгородская, Коллективная, Культурная, ага). Летом тут все местами зарастает крапивой выше роста.


Да, и той осенью-2011 здесь было так.


В Барнауле есть несколько "улиц-призраков". Грибоедова - одна из них. Она вроде и есть, но ее вроде и нет. Хотя все-таки есть. Но попробуй-ка найди.


Привет, Рыжий!


Перед выходом на Промышленную рельсы закладывают лихой зигзаг по самым кленовым дебрям.


На Промышленной давно уже нет почти никакой промышленности. Зато есть поля да луга.


Суровая народная нагаражная живопись.


Тут уже начинают встречаться совершенно заброшенные ветки.


Заросшие, заваленные мусором, давно не используемые.


Промышленную стоит помнить и уважать хотя бы потому, что отсюда берет начало большинство главных улиц центра города. Тут все первые номера. Вот, например, ул. Димитрова, 1.


По другую сторону рельсов - аж пять штук пронумерованных Промышленных переулков. Они все выходят на высокий берег Оби, открывая великолепные виды вдаль... Под ноги лучше не смотреть, правда: все склоны - сплошная помойка. Обитает тут, так скажем, не высший свет. Потомственные сидельцы, алкаши и наркоманы в третьем поколении.




Заброшенная стрелка.


Из-под дороги торчат совсем древние шпалы.


Винтажное кресло.


Отправляясь этим маршрутом, я хотел заснять в том числе и примечательный многоугольный дом из красного кирпича, явно старинный и, видимо, переделанный из какой-то служебной железнодорожной постройки. Увы, за то время, что я его не видел, к нему пригородили какие-то несуразные пристройки из пенобетона, так что ничего толком и не разглядеть. Да и сам он в неважном состоянии.


Огроменный забор из ярко-красного профнастила. Красиво, бахато. Плюс оригинальная дизайнерская врезка в виде белого гаража.


А еще недавно, как подсказывают Яндекс.Карты, здесь было так. Лучше было, уютнее! Но у народа свои представления о красоте.


Единственный  районе многоквартирный дом весьма оригинальной конструкции. Сохранились ли где-то еще в городе такие, интересно.


Один двор весь завален каким-то несусветным барахлом - палки, трубы, оконные рамы... Но главное - в нем аж 4 скворечника!


И скворечники эти весьма, э, специфической конструкции.


Район практически не обновляется. Хоть тут и есть кое-где объявления о продаже домов, никто их тут не покупает. Не строятся новые дома, не ремонтируются старые. Тихо дряхлеют они без косметических процедур и пластических операций по натяжке сайдинга. Сохраняют благодаря этому первозданный облик.


Мало где еще в городе такое сохранилось. Так, чтобы побелка, наличники, все на месте.


Местный быт.


Заброшенные дома тоже встречаются.




Вон уже и цитадель элеватора виднеется!


Последняя развилка на пути. Один путь сворачивает на элеватор, он расчищен и используется. Другой весь зарос и совсем заброшен. И нам как раз по нему.


Местами уже такие джунгли, что вообще не пройти.


Древние столбы.


Не понимаю тех, кто считает элеватор мрачным, некрасивым, предлагает его как-нибудь приукрасить или вообще вынеести подальше из города. По-моему, он великолепен в своем угрюмом величии.


Нет, паровозы здесь больше не чу-чу.


Патриотизм.


ПатриотизмЪ!


На конечной маршруток висит одна из главных букв русского алфавита.


Местами уже и рельсов не видно, заросли травой.


Проход на видовую точку, с которой открывается хороший обзор на Ковш.


Большая вода. Все еще около критической отметки.


Раньше тут еще устраивали прыжки на тарзанке со старых башен элеватора.


В этом году невероятное нашествие мышей. В теплую, рекордно снежную зиму они расплодились полчищами. И обожрали не только кусты в садах-огородах - вообще все ветки, какие смогли достать под снегом. Все клены вдоль дорог стоят очищенные от коры. Никогда такого не видел.


Стрит-арт.


Кто-то пытается продать недвижимость.


Кое-где на путях уже выросли целые деревья толщиной в руку.


Здание управления Речпорта - самое красивое тут.


Прямо напротив него - лестница, которая когда-то вела к старому речному вокзалу. Теперь ведет в никуда.


Иногда она бывает потрясающе красивой.


Внизу, напомню, лежат руины бетонного дебаркадера, на котором когда-то и стоял речной вокзал.


Шуршим прошлогодними листьями мимо забора Речпорта.


Чем дальше, тем больше разрухи.


Пустырей.


Заброшенных домов.


А ведь это самое историческое сердце города, пусть и окраина его. Все тут постепенно приходит в упадок. Все затихло в ожидании перемен.


Вот уже и он, Речпорт.


Рельсы доходят до его ворот и тихо растворяются в земле. Тут мой путь и заканчивается.


Вдали кипит стройка - совершенно, по-моему, неуместные тут многоэтажные муравейники строят. Пройдет еще пяток лет - и район изменится до неузнаваемости. Каким он будет? Вдохнут ли новостройки в него новую жизнь? Сохранится ли здесь хоть какая-то память о прошлом? Поживем - увидим.


P. S. Да, и на кадрах нет людей не потому что я как-то специально так подгадывал. Нет, здесь действительно можно пересечь полгорода, не повстречав на пути ни одного человека. Ну, почти.

старина, некрасота, закоулки, окраины, красота, центр, ВРЗ, желдор

Previous post Next post
Up