Оригинал взят у
thestylejungle в
SKODA HISTORICAL TOUR 2015, ИЛИ 110 ЛЕТ НА КОЛЕСАХ В 1905 году из ворот чешского автомобильного завода Laurin&Klement, который сегодня мы все знаем под именем Skoda, выехал первый автомобиль марки. A Voiturette (или "вайчуретка", как ласково называют ее сегодня, а вполне возможно, называли и 110 лет назад) весила около полутонны, разгонялась до 40 км/ч и жутко тарахтела:)
Как вы уже поняли, сегодня речь пойдет о ретроавтомобилях Skoda. Поверьте мне, это даже круче, чем винтаж! Попробую рассказать о них в порядке появления на свет. Начнем, конечно, с той самой малышки - первенца концерна.
До самой Первой мировой войны Laurin&Klement уверенно наращивали обороты, покоряя мир свои моделями для автогонок. Тогда спортивные авто развивали скорость до 75 км/ч и, конечно, по меркам начала прошлого столетия, просто заставляли водителей испытывать космические перегрузки:) Кстати, катались они и в России! В 1908 году, например, даже заняли первое место в заезде Санкт-Петербург - Москва (даже не представляю, что это за подвиг - на тех машинах, да по тем дорогам!) на 100-сильном Laurin&Klement FC.
Если в мире и есть вещи, которые никогда не меняются, то это - зависимость людей от рекламы:) Сегодня мы покупаем то, что советуют звезды, а раньше люди покупали у тех, кто становился победителем в гонках (если речь идет об авто, само собой). Так, уже в 1912 году было продано 397 автомобилей марки - невероятно солидно по тем меркам!
Впрочем, настоящий успех пришел к марке уже посли слияния с концерном Skoda в 1925 году. Кстати, именно в этот момент появилась прекрасная Skoda 110 - единственное авто, которое одновременно имеет логтип Laurin&Klement и Skoda на кузове. Я уже подробно рассказывала о ней в
нашей фотосессии в стиле "Великого Гэтсби", не буду повторяться:)
Обновив линейку легковых автомобилей, они представили Skoda 422 - буквально пионера в ряду недорогих народных автомобилей. Машинка успешно продавалась не только в Чехии, но и по всему миру. За ней последовали еще несколько прекрасных серий, также имевших своих поклонников.
Но я предлагаю сразу перенестись в 1934-ый. Год, когда на заводе Skoda впервые прозвучало название Superb. Где-то в эти же годы появился и Rapid. О да, их технические характеристики сегодня кажутся просто детскими: от 26 до 96 лошадиных сил, например. Зато какой ассортимент: двух- и четырехдверные, седаны и кабриолеты, спортивные родстеры, грузовые фургоны и пикапы. Интересно, сколько современных моделей могут насчитать столько вариантов?:)
Все это время марка продолжала грамотно пиариться по миру:) Они устраивали автопробеги по Индии, Америке и даже СССР, участвовали в уже тогда невероятно престижном ралли Monte Carlo. Безудержное веселье продолжалось вплоть до Второй мировой, когда завод в Млада-Болеславе практически полностью переориентировался на производство военной техники, а потом и вовсе попал под бомбардировку не поверите, когда - 9 мая 1945 года.
Однако уже к началу следующего года на восстановленном заводе подготовили новую двухдверную машинку Skoda 1101. В народе она получила неофициальное название Tudor (или Two Door. Кстати, я без пресс-релиза не догадалась бы об аналогии:) ).
Медицинские машинки на базе Skoda 1200, которые, кстати, в огромных количествах поставляли в СССР, начали делать уже в пятидесятых. Изначально они задумывались как транспорт для одного больного на носилках и двух медиков. Но русского человека не обманешь:) Перейдя в частные руки, они лишись медицинского оборудования и функционировали как обычные частные автомобили. Ну да, возможно, немного странной формы:)
Параллельно с ней первые прогоны устраивали Skoda 440 Spartak - двухдверному авто с 40-сильным двигателем. С конвейера она массово начала сходить в 1955 году, а уже два года спустя получила +5 лошадей и, соответственно, новую цифру в названии - Skoda 445. Интересно, что более половины производимых каждый год моделей экспортировали за границу (а это, на секундочку, 10-15 тысяч!). Их продавали в социалистических странах и Великобритании, Бельгии, Скандинавских странах и даже США.
Я про Spartak все знаете к чему рассказываю? А то, что именно он стал "отцом" моей любимой Octavia. Скажу честно, оказалось, что я не только современную версию этой модели люблю, но и самую первую, представленную на тест-драйве в Чехии в позитивном желтом цвете, сразу же для себя выделила! Мы не только дважды (!) прокатились на ней по окрестностям замка Лоучень, но и сделали небольшое видео-интервью с нынешним владельцем машинки, которые получил ее от своего отца. Все это вы скоро увидите во второй части нашего видео-репортажа из поездки. Она будет посвящена именно истории марки. Напомню, что в первой части Алешка рассказывал про
современные автомобили Skoda.
Официально машинка эта уже умеет разгоняться до 115 км/ч, однако на поверку оказалось, что уже на 80 она так трясется и пыхтит, что становится страшно! Не за себя, а за малютку, которая вот-вот развалится:)
Но вообще, олдтаймеры - это, конечно, совершенно удивительный мир, каким-то чудом сохранившийся до наших дней. Такое чувство, что, сидя в них, начинаешь даже весь мир вокруг по-другому воспринимать: как в старинном кино.
Octavia производили вплоть до 1964 года. За это время у нее появились поклонники и многочисленные покупатели в Финляндии, Швеции, ФРГ, Великобритании... Да даже в Эквадоре, Японии и на Канарских островах! Более 300 тысяч различных модификаций было продано за это время! Не обошлось без любимых маркой спортивных гонок, конечно:) Финская команда, например, заняла шестое место в ралли Monte Carlo 1961 года. Попробуй не купи потом!:)
Интересно, что родстеры, производившиеся на одной базе с Octavia, имели собственное название - Felicia. Пожалуй, самое романтичное из всех "шкодовских"! Жаль, что сегодня его не используют:) Эта модель так понравилась американцам, что они предложили Skoda закупить 15 000 экземпляров. Сделка, правда, не удалась, т.к. марка на тот момент могла предложить только 50. И не тысяч, конечно:) Это сегодня они производят по 3 000 машин в день (В ДЕНЬ!), а тогда мощности были совсем иные...
В 80-х, кстати, обновленную "Фелицию" очень любили и у нас в стране. А сегодня 50-летняя позитивная красотка особенно полюбилась участникам поездки. Так, что в какой-то момент даже "закипела" и больше не хотела ехать! Мы, конечно, перепугались, что испортили олдтаймер (представляю, что думал обо "всех этих журналистов" владелец, который с нее пылинки сдувает), но, к счастью, провалявшись пол дня под "Фелицией", ее хозяин объявил, что авто снова на ходу. Фууууууух!:)
Новая веха в истории Skoda началась с еще одного слияния. В 1991 году марка вошла в состав концерна Volkswagen. Первой моделью, выпущенной полностью под их руководством, стала новая Octavia. Так здорово, что в марке используют много исторических названий, хотя старые машины имеют совсем мало общего с современными как внешне, так и, естественно, в технических характеристиках. Но ведь как важно помнить свое прошлое! Тем более, в стране, где к автомобилям относятся с таким уважением.
Фото: Алексей Trojan Сподынейко (#TSJproduction)