ТРАГЕДИЯ МИНСКОГО ГЕТТО

May 04, 2016 12:00


В Минске до войны жило более 70 000 евреев. Решение о создании гетто было принято 19 июля 1941 года - через три недели после захвата Минска вермахтом. В этот день в Минске состоялось совещание командующего тылом группы армий "Центр" генерала Шенкендорфа и высшего начальника СС и полиции генерального округа "Белоруссия" бригаденфюрера СС Ценнера, на котором рассматривались вопросы взаимодействия и уничтожения евреев. Именно 19 июля 1941 года комендант полевой полиции Минска подписал распоряжение полевой комендатуры о создании гетто, которое было обнародовано на следующий день - 20 июля 1941 года. Оно располагалось к северо-западу от центра города, его размеры определялись из расчёта 1,4 квадратных метра жилой площади на человека; в гетто не было электричества, не работал водопровод.



Колонна узников минского гетто на улице. 1941 год

Вот выдержка из приказа оккупационных властей:



По созданию жидовского (от автора: так в оригинале, однако, далее я заменил это слово) жилого района в г. Минске.
1. Начиная с даты издания этого приказа, в городе Минске будет выделена особая часть города исключительно для проживания евреев.
2. Все еврейское население города Минска обязано после оглашения этого приказа на протяжении 5 дней перебраться в еврейский район. Если кто-то из евреев после окончания этого срока буден найден не в еврейском районе, он будет арестован и строго наказан. Нееврейское население, которое живет в границах еврейского жилого района, должно безотлагательно покинуть еврейский район.

4. Еврейский район ограничивается следующими улицами: Колхозный переулок с прилегающей Колхозной улицей, далее через реку вдоль Немигской улицы, исключая православную церковь, вдоль по Республиканской ул., Шорной ул., Коллекторной ул., Мебельному пер., Перекопской ул., Нижней ул., включая Еврейское кладбище, по Обувной ул., Второму Опанскому пер., Заславской ул. и по Колхозному пер.

7. Евреям разрешено входить и выходить из еврейского района только по двум улицам: Опанского и Островского. Перелазить через стену запрещается. Немецкой охране и охране службы порядка приказано стрелять в нарушителей.



карта гетто

Всем жителям, не евреям, проживающим в районе, предназначенном для гетто, предоставлялось жилье за территорией гетто. А на их место заселяли евреев. Причем евреям приходилось продавать большую часть своей мебели и вещей, так как в тесном еврейском гетто было очень мало места.
С самых первых дней в гетто сложилась тяжелая ситуация с жильем, царила неимоверная скученность и антисанитария. Бывало, что в одной комнате проживали по нескольку семей. На одного жителя приходилось по 1,2-1,5 кв. метра, не считая детей.



Каждый еврей должен был носить на своей одежде нашивку желтого цвета. Как правило, это были просто куски желтой материи, чаще всего неровно вырезанные кружки. В Минске немцы не требовали, чтобы «желтые звезды» были действительно заездами. Как правило, вопрос отличительного знака для евреев был прерогативой местного начальства и на различных частях оккупационной территории решался по-своему. В Западной Европе это были действительно нашивки в форме шестиконечной звезды желтого цвета. Иногда, например, в Амстердаме, с надписью " Jude " по центру, иногда лишь с буквой " J ". В Центральной Европе - Венгрии, Югославии, - такие же звезды. Но уже без надписи. А в Восточной Европе - каждый местный комендант изгалялся по своему. В Варшавском гетто вообще не было нашивок. Евреи обязывались носить белые нарукавные повязки с синей шестиконечной звездой. В Лодзинском - необходимы были две нашивки - на груди и на спине. В Минском гетто узники обязаны были носить «латы» и на груди и на спине.


В начале осени 1941 года в Минском гетто находилось приблизительно 75 000-80 000 евреев, из них 55 000 из Минска, остальные - беженцы или евреи, переселенные из прилегающих к Минску городов и деревень. Гетто было окружено колючей проволокой; в ограждении имелось двое ворот, их охраняла белорусская и еврейская полиция. Минские евреи трудились на многочисленных предприятиях города; продовольствие выдавалось только рабочим и на рабочем месте, причем охранники следили, чтобы рабочие съедали его сами, а не уносили в гетто.

Чтобы поесть, выжить люди продавали свои вещи. Так как денег не было, основной "валютой" в торговле между гетто и "той стороной" служил отрез - своеобразный обменный купон, в первичном своем назначении - материал на мужской костюм или женское платье. Отрезы имелись у многих из жителей гетто, так как в советских условиях их собирание было, пожалуй, самым надежным вкладыванием и сохранением своих сбережений. В гетто отрезы сразу же обрели большой спрос, который не уменьшался до последних дней его существования.



Минское гетто не стали окружать каменной стеной, как было приказано полевым комендантом. В планы немцев совсем не входило обнесение стеной надежно организованное гетто, которое бы существовало долгое время. Власти посчитали достаточным огородить гетто колючей проволокой. Главные ворота, размещенные в конце Шорной улицы, охраняли немцы из ШуПо (Schutz Polizei) и милиционеры еврейской Ordnungsdienst. Со временем сделали еще несколько выходов специально для рабочих колонн, где в качестве охраны дежурила преимущественно еврейская служба охраны порядка. Именно эти, позже оборудованные выходы стали играть главную роль в жизни и сопротивлении минских евреев. Вокруг гетто вскоре обосновались айнзацкоманды (einsatzkommandos), готовые в любой момент хватать евреев, как это делалось в Киеве.


Расстрелы евреев начались вскоре после создания гетто. 7 и 20 ноября 1941 года нацисты убили около 20 000 человек, чтобы освободить место для евреев, депортируемых из Германии. 2 марта 1942 года было расстреляно еще 5 000 узников, среди них - много детей. 28-31 июля состоялась самая большая расстрельная акция в истории Минского гетто - было убито 30 000 человек. Массовые расстрелы продолжались вплоть до ликвидации гетто. Последние 2 000 узников были уничтожены в октябре 1943 года.
В Минском гетто существовала организация сопротивления, которая поставила перед собой задачу спасти как можно больше евреев, выводя их из гетто в леса и в районы, контролируемые партизанами. По разным оценкам, из Минского гетто бежало от 6 000 до 10 000 человек; около 5 000 из них выжило.

источник

Беларусь, война, евреи, Холокост

Previous post Next post
Up