ПРАВДА ОБ ЭМИГРАЦИИ В ИЗРАИЛЬ

Apr 08, 2016 10:00



Президент Израильской русскоязычной адвокатской коллегии Эли Гервиц рассказал о том, кто на самом деле может претендовать на израильский паспорт, какими способами наследуется еврейство и почему нужно отстаивать решения консульств в суде.



Фото: hertzbeat.ru

Два больших заблуждения о Государстве Израиль

Заблуждение первое. Люди полагают, что Израиль - это ультрарелигиозная страна.

Заблуждение второе. Многие думают, что Израиль - это постоянно воюющая страна.



В реальности всё, конечно, гораздо сложнее. Израиль - страна светская и контрастная. «Израилей» очень много и все они разные. Разумеется, если вы заедете в район Меа Шеарим в Иерусалиме, то в основном люди, которых вы увидите, независимо от времени года, будут носить большие меховые шапки и лапсердаки. Это ортодоксальные иудеи. Но мы же не складываем впечатление об Америке, глядя на американские резервации, где держат индейцев в традиционных одеяниях, дабы показать их многовековую культуру и то, как жили они раньше.

На деле же в Израиле никто не будет проверять, что висит у вас на шее: христианский крест или звезда Давида. А при приеме на работу мужчину не проверяют, обрезан он или нет. Более того: Тель-Авив в 2014 году, как я прочитал, был признан одним из самых комфортных городов мира для … ЛГБТ-сообщества. Я не особо стараюсь делиться такой информацией, поскольку даже не знаю, что для россиянина может звучать страшнее: что в Израиле якобы идет постоянная война, или что здесь по улицам ходят только люди нетрадиционной сексуальной ориентации. Так вот: миф о том, что Израиль - это ультрарелигиозная страна - это всего лишь миф.

Еврейство передается «вниз» (от родителей к детям) и «вбок» (между супругами при условии, что они в официальном браке)

По поводу войны. Да, Израиль проводит контртеррористические операции, но это совсем не означает, что люди здесь живут в состоянии войны. Когда мы видим по телевизору, что Израиль якобы без особых причин бомбит Сектор Газы, то стоит обратить внимание, что жертвы этих бомбежек - это, главным образом, в нарушении всех правил статистики в случае слепой бомбежки, мужчины "призывного возраста". Но для СМИ, особенно телевидения, важно показывать кровь. И в таких случаях Израиль для европейского или американского зрителя все же интересней, чем, скажем, какая-нибудь Руанда. Поэтому и складывается определенный имидж постоянно воюющего государства. В свою очередь, израильтяне считают, что Европа и США подходят к Израилю довольно предвзято, предъявляя больше требований, чем к палестинцам или сирийцам. Но здесь есть определенная логика: Запад считает нас «своими», поэтому и требования высокие.

Мифы о еврействе и праве на израильское гражданство

Многие люди думают, что получить израильское гражданство могут только евреи. А если такие люди еще и - не дай Б-г - знают, что еврейство передается по материнской линии, то, соответственно, Рубинштейны по папе, которые Ивановы по маме, уже на него и не надеются. Так вот, такой подход в корне неверен…

Конечно, получить израильское гражданство крайне сложно тем, у кого совсем нет еврейских корней - или супруга с такими корнями. И в Израиле, к моему сожалению, совсем нет миграционной политики, а есть только политика репатриационная: «Россия прирастает Сибирью», а Израиль - собираемыми со всего мира евреями и аффилированными с ними лицами.

Однако, важно понимать, что еврейство передается «вниз» (от родителей к детям) и «вбок» (между супругами при условии, что они в официальном браке). Например, если мужчина-еврей и женщина, не являющаяся еврейкой, развелись,  то женщина израильское гражданство уже не получит. «Вниз» еврейство распространяется по женской линии безгранично, а вот по мужской - до третьего колена, т.е. внуки еврея тоже могут претендовать на израильское гражданство, а вот правнуки - уже нет. Поэтому главный вопрос в данном случае такой: Кто у вас был последней еврейкой? Если прабабушка (и соответственно как минимум ее сын, дедушка)- то пожалуйста. Если прадедушка - тогда «сушите весла».



Эли Гервиц. Фото: zakon.co.il

Это, пожалуй, главное заблуждение, которое я наблюдаю в своей практике. Люди полагают, что их родители и они сами являются «неправильными» евреями, в результате чего они, несмотря на фамилию Рубинштейн, не смогут получить гражданство и паспорт Израиля.

Есть и другое распространенное заблуждение. Люди, которые думают, что они - как евреи  - гражданство получат, - а их супруги или дети, не являющиеся евреями, будут в Израиле гражданами второго сорта: получат только ВНЖ и т.д. Это совсем не так. Информацией такого рода мы, адвокатская коллегия, делимся с большим удовольствием, поскольку даем понять, что у многих, кто не рассчитывал на израильское гражданство, такой шанс все же есть. По дороге таким образом расширяем свою целевую аудиторию.

Нередко приходится развенчивать и другие «мифы» о получении израильского паспорта. Например, многие люди думают, что уголовное прошлое убивает их шансы на получение израильского гражданства раз и навсегда. Это не совсем так. Безусловно, наличие судимости осложняет процесс, переносит случай из разряда «стандартного» в разряд «сложных» со всеми вытекающими отсюда финансовыми последствиями, но не превращает дело о получении гражданства Израиля в безнадежное.

Об усыновлениях и несовершенстве израильской бюрократии

Схожая ситуация и с усыновлениями. Случаи усыновления евреев «вовне» или не евреев «вовнутрь» еврейской семьи - это тоже сложные, но не безнадежные истории с точки зрения претензии на израильское гражданство. Например, если человек родился в нееврейской семье, но был усыновлен евреями, то он приобретает право на гражданство Израиля. И другой пример: дедушка - еврей, а бабушка - русская; они развелись, или дедушка умер, а папу усыновил новый муж бабушки, которые не является евреем. В этой ситуации человек также не теряет права на репатриацию в Израиль.

В этих примерах принцип «взаимности» не действует, хотя, казалось бы, если усыновление «вовнутрь» дает право на гражданство, то усыновление «вовне» должно его лишать. Однако, здесь критерии принятия решения о выдаче гражданства другие: в первом случае - это «ценность семейной единицы» (хорошие еврейские родители не бросят усыновленного ребенка - не еврея), а во втором случае - принцип «зова крови» (то, что папу усыновили русские, не отменяет того, что дедушка был евреем).

Почему мы делимся охотно и этой информацией? Поскольку на практике нередко ситуация напоминает советский анекдот:

- Скажите, я имею право?

- Имеете.

- А могу?

- Нет, не можете.

Консульства, увы, в ситуациях с усыновлением «вовне» часто продолжают отказывать в праве на репатриацию, несмотря на то, что существует несколько судебных решений по таким вопросам, часть из которых - это «звездочки» на крыльях нашей адвокатской коллегии. Но из-за специфики судебной системы Израиля консульства все равно продолжают отказывать.

Почему так происходит? Антон Носик часто цитирует в этих случаях слова Гельвеция о том, что «знание нескольких принципов избавляет от необходимости знания многих фактов». На мой взгляд, одна из самых гениальных фраз, сказанных когда-то на земле. А система эта работает так. Приходит человек в консульство и получает отказ. Если человек может себе это позволить, он обрашается в нашу коллегию. Мы подаем петицию в в Верховный суд. Прокуратура дает «по башке» МВД, и человек получает свое гражданство. Верховный суд не выносит в этой ситуации вердикта: он отказывает в рассмотрении иска … на том основании, что предмет иска исчерпан. В итоге такие ситуации не создают формального судебного прецедента, поскольку нет решения суда, где написано: «так делайте, а так - не делайте»!

Поэтому, и я часто говорю об этом своим клиентам, израильская система, в частности, судебная, неидеальна: где-то она честная и где-то коррумпированная (в Израиле она свободна от коррупции, мы выигрываем иски и против государства), где-то быстрая и где-то медленная (в Израиле она очень медленная). Я это говорю, чтобы была некая прививка от идеализирования израильской бюрократической и судебной системы. Я пытаюсь достучаться до суда Верховного суда Израиля, и прошу изменить практику отказа в рассмотрении дел из-за исчезновения предмета спора. Рискуя потерять часть своих клиентов и денег, я это делаю, поскольку я не только адвокат, но и гражданин этой страны, и хочу, чтобы она стала чуточку лучше.
Источник

Израиль, закон, интересно

Previous post Next post
Up