Антропоморфизмы как часть Откровения Бога

May 24, 2017 14:07

Оригинал взят у kiprian_sh в Антропоморфизмы как часть Откровения Бога
Очень полезная подборка текстов свв. отцов, показывающая, насколько "глубок" председатель СББК.

Оригинал взят у allexell в Антропоморфизмы как часть Откровения Бога
митр. Иларион Алфеев:

"Во многих текстах Священного Писания о Боге говорится как о человекоподобном существе, то есть как об имеющем лицо, глаза, уши, руки, плечи, крылья, ноги, дыхание; говорится, что Бог поворачивается или отворачивается, вспоминает или забывает, гневается или успокаивается, удивляется, скорбит, ненавидит, ходит, слышит. В основе этого антропоморфизма лежит опыт личной встречи с Богом как живым существом. Пытаясь выразить этот опыт, человек прибегал к земным словам и образам." (митр. Иларион Алфеев "Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. Глава II Бог. Божественные имена")

Хотелось бы особенно обратить внимание на данное по сути еретическое высказывание митрополита Илариона, так как оно является основой целой цепи ложных богословских утверждений. Итак по сути митр. Иларион утверждает что антропоморфизмы Священного Писания, то есть все человеческие наименования по отношению к Богу, - это результат выдумки человека, интерпретирующего по своему хотению Откровение Бога: "пытаясь выразить этот опыт, человек прибегал к земным словам и образам", а не полностью Откровение Бога, который хочет чтобы так человек его понимал. В Ветхом Завете пророческие книги полны антропоморфных наименований Бога, например (выделено жирным):

"К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь" (Ис. 1:11-18)

"И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя. И сделаю тебя пустынею и поруганием среди народов, которые вокруг тебя, перед глазами всякого мимоходящего. И будешь посмеянием и поруганием, примером и ужасом у народов, которые вокруг тебя, когда Я произведу над тобою суд во гневе и ярости, и в яростных казнях; - Я, Господь, изрек сие"(Иез.5:13-15)

То есть согласно митр. Илариону: "пытаясь выразить этот опыт, человек прибегал к земным словам и образам", то есть получается пророк слышал "нечто" от Бога и для того, чтобы подстроить это "нечто" под понимание тех людей, кому предназначалось это пророческое слово, придумывал этому "нечто" название, взятое от человеческой деятельности или состава тела, пытаясь выразить опыт видения земными словами, подобрать видению какие-то человеческие наименования и приписать их Богу. Но ведь тогда этот пророк уже не может быть назван пророком, это получается обычный интерпретатор или толкователь, а не пророк. А ведь пророков слушали и боялись именно потому что в пророчествах они говорили не от себя, а только то, что Бог говорил через них. Кроме того, каким образом такая интерпретация возможна без противоречия тексту Писания если, например в приведенных местах Писания специально добавлено "говорит Господь", и даже прямо "Я, Господь, изрек сие", видимо для тех, кто мог бы усомниться в том, так ли точно сказал Господь или пророк от себя чего добавил. Для того чтобы никто не усомнился, что пророк от себя какие то слова придумал, так специально и сказано, что все эти изрекаемые слова пророка прямо внушены ему Богом.

Святые отцы отвергают мысль о том, что антропоморфизмы - это человеческие выдумки о Боге, наоборот, они утверждают, что антропоморфизмы Писания - это то, как Бог захотел открыться человеку, а не то как человек решил описать Бога, "прибегнув к земным словам", как это неверно утверждает митрополит Иларион:

"Поэтому Бог, по неизреченной благости Своей, благоволит называться сообразно с тем, что свойственно нам, для того чтобы нам не остаться вовсе без познания о Нем, но иметь о Нем хотя бы темное представление." (св. Иоанн Дамаскин "Точное изложение праославной веры. Книга I. Глава XII О божественных именах")

"Возблагодарим Того, Кто облекся в имена частей тела... Облекся Он в эти имена из-за нашей немощи. Мы должны понимать, что, если бы не облекся Он в имена подобных вещей, Ему было бы невозможно беседовать с нами, людьми. Через наше Он приблизился к нам: в наши имена облекся, дабы нас облечь в Свои. Образ наш Он взыскал и облекся в него и, как отец с детьми, беседовал с нашим младенчеством" (св. Ефрем Сирин "Гимны о вере. 31")

" Когда ты слышишь слова: ярость и гнев, в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это - слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению лю­дей более грубых. Так и мы, когда беседуем с варварами, употребляем их язык; или когда говорим с младенцем, то лепечем подобно ему, хотя бы сами были мудрецами, сни­сходя к его малолетству. И что удивительного, если мы посту­паем так в словах, когда поступаем так же и в делах, кусая руки и показывая вид гнева, чтобы исправить ребенка? Точно так и Бог употреблял подобные выражения, чтобы по­действовать на людей более грубых. Он, когда говорил, заботился не о своем достоинстве, но о пользе слушающих"(св. Иоанн Златоуст "Беседа на псалом 49")

св. Иоанн Златоуст говорит, что "передававшие изречения Божьи, прежде всего внушали, что они не говорят ничего от самих себя":

"1. Видением Исайя называет пророчество, или потому, что многие из будущих событий он созерцал самым своим зрением, подобно тому, как Михей видел народ рассеянным (3 Цар. 22:17), и Иезекииль - пленение и беззаконие поклонявшихся солнцу Фаммузу (Иезек. 8:14), или потому, что слышанное пророками от Бога было для них нисколько не меньше виденного зрением, но одинаково достоверно, чего в житейских делах не бывает. Они слышали иначе, нежели прочие люди, как сам пророк говорил: "пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал" (Иса. 50:4). Притом он, называя речь свою видением, делает ее достоверною, возбуждает слушателя и обращает к Тому, Кто совершил эти дела. Так обыкновенно все, передававшие изречения Божьи, прежде всего внушали, что они не говорят ничего от самих себя, но что произносимые им слова суть изречения божественные и письмена нисшедшие с неба. Так Давид говорит: "язык мой - трость скорописца" (Пс. 44:2). Не трости приписывай письмена, но держащей ее руке, т.е. не языку Давида, но движущей его благодати. И другой пророк выражает то же самое, когда говорит: "я был пастух и собирал сикоморы" (Амос. 7:14), - чтобы кто-нибудь не приписал сказанного им человеческой мудрости. А третий не ограничился только этим, но прибавил и ничто другое, сказав: "а я" исполнен "силы Духа Господня, правоты и твердости" (Мих. 3:8). Действительно, благодать делала их не только мудрыми, но и сильными, не составом тела, но мыслию." (св. Иоанн Златоуст "Толкование на пророка Исайю. Глава 1")

А согласно пониманию митр. Илариона получается пророки от себя придумывали в пророчествах антропоморфные наименования Бога, что ведь прямо противоречит словам святителя. Если согласиться, что пророки добавляли от себя что-то в пророчества и при этом убеждали слушающих, что ничего не добавляли, то получается они обманывали слушателей. По любому эта мысль митр. Илариона ведет либо к хуле на святых мужей, обвиняя их во лжи или к хуле на Бога, который получается приписал себе ложные наименования, которые к Нему никак вообще неприменимы. Антропоморфизмы - это не попытка человека выразить опыт Откровения, придумывая видениям человеческие наименования, как об этом ложно учит митр. Иларион, а такие наименования, через которые Сам Бог открывается человеку "облекаясь в эти имена из-за нашей немощи", "благоволя называться сообразно с тем, что свойственно нам".

Разница здесь весьма существенная. Кроме того важно понимать к чему неизбежно приводит эта мысль. Если антропоморфизмы - это не Откровение Самого Бога, а придумано человеками, тогда можно смело "забыть" о них, отрицая их вообще применимость к Богу. И на самом деле таким образом и поступает проф. Осипова и последователи его лжеучения, который отрицает вообще всякую применимость антропоморфизмов к Богу, назвая их по сути некими рудиментами Писания, которые дескать нужны были только для "грубых" ветхозаветных людей (и это несмотря даже на то, что антропоморфизмы присутствут и в Новом Завете). Вот и пример отстаивания этого заблуждения модератором форума Кураева отцом Рустиком, где он утверждал, что гнев вообще никак к Богу неприменим в том числе и богоприлично:
http://allexell.livejournal.com/9606.html

А ведь богоприличное понимание антрпопоморфизма "гнев" - это "суд":

"Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, - то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы." (св. Иоанн Дамаскин "Точное изложение православной веры")

"Сказать ли тебе, как Бог ревнует? Видел он, что земля развращается бесами, и отдал Сына своего. Конечно, слова, употребляемые в отношении к Богу, имеют не то же самое значение; например, ревнует Бог, гневается Бог, раскаивается Бог, ненавидит Бог. Это - слова человеческие, но смыл их должен быть богоприличный. Ревнует ли Бог? "Ибо я ревную о вас ревностью Божьею" Гневается ли Бог? "Господи! не в ярости Твоей обличай меня" (Псал.6:2). "Даже не спит ли Бог? Восстань, что спишь, Господи!" (Псал. 43:24)? Раскаивается ли Бог? "Раскаялся, что сотворил человека" (Быт.6:7) Ненавидит ли Бог? "Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть" (Ис.1:14). Но ты не обращай внимания на простоту выражений, а пойми богоприличный смысл их. Ревнует Бог, потому, что любит. Гневается Бог не страстью, но возмездием и наказанием. Спит Бог, но не сном, а долготерпением. Принимай выражения с разбором. Так и тогда, когда слышишь, что Бог рождает, разумей не отсечение, а единосущие. Подлинно, много выражений Бог заимствовал от нас, и мы - от Него, чтобы это послужило к нашей чести." (св. Иоанн Златоуст "Беседа Когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен... том 3")

"Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны понимать не человекообразно, т.е. по подобию человеческого возмущения, а достойно Бога, который чужд всякого возмущения, именно так можем понимать, что Он есть Судия и отмститель за все, что неправильно делается в этом мире, и, боясь означаемого этими словами страшного возмездия за наши дела, должны опасаться сделать что-нибудь против Его воли. Ибо человеческая природа обычно боится тех, о которых знает, что негодуют, и опасается оскорблять, как обычно боятся мстительного гнева некоторых правдивых судей те, которые мучаются совестью за какую-нибудь вину" (св. Кассиан Римлянин "О духе гнева")

Если отрицается применимость понятия "гнев" к Богу, тогда и отрицается и "очень высокий богоприличный смысл" этого понятия - "суд".  Отсюда получается у них, что Бог не судит и есть "только Любовь", что на самом деле является гностической ересью Маркиона:

"Чтобы устранить от Отца власть карать и судить, почитая ее недостойною Бога, и думая, что они придумали Бога без гнева и благого, (еретики) говорили, что один судит, а другой спасает, неразумно отнимая у того и другого разум и правосудие. Ибо если судящий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы оказывать милость тем, кому должно, а осуждать тех, кого следует, то он окажется несправедливым и немудрым судиею. С другой стороны добрый (Бог), если он только благ и не одобряет тех, кому оказывает благость, будет вне справедливости и благость Его окажется немощною, потому что не спасает всех, если не сопровождается судом. Итак, Маркион, разделяя Бога на двух, называя одного благим, а другого - судящим, в том и другом уничтожает Бога. Ибо судящий, если вместе не благ, не есть Бог, потому что не Бог тот, у кого нет благости; и добрый, если не имеет судебной силы, не будет, как и первый, Бог, будучи лишен качества Бога. Каким образом называют Отца всего премудрым, если не приписывают Ему судящей способности? Ибо если Он премудр, то вместе с сим и одобряет; а одобряющему принадлежит судящая способность, а за нею следует правосудие, чтобы судить справедливо; правосудие вызывает суд; суд же, будучи совершаем с правосудием, приведет к премудрости. Посему Отец должен премудростью превосходить всякую человеческую и ангельскую премудрость, потому что Он Господь, Судия и Праведный и Владыка над всеми. Ибо Он и благ и милосерд и терпелив и спасает кого должно, и благость у Него не лишена справедливости и премудрость не умаляется; ибо спасает, кого должно спасти, и судить достойных суда. И правосудие не оказывается не милостивым, потому что благость идет впереди и предшествует. Итак Бог, Который благоволительно повелевает солнцу своему восходить над всеми и посылает дождь на праведных и неправедных, будет судить тех, которые пользуясь Его равно распределяемою благостью, жили не соответственно дарам его щедрости, но в удовольствиях и роскоши проводили дни свои вопреки Его благости и даже богохульствовали против Того, Кто оказал на них столько благодеяний" (св. Ириней Лионский "Против ересей")

Таким образом данный труд митр. Илариона скорее является введением в гностическое богословие, а не православное, а также мы видим как это высказывание митр. Илариона в своей основе по сути совпадают с теми ересями, которые распространяет проф. Осипов.

новый катехизис*

Previous post Next post
Up