Лебединая песня. Ко́да.

Sep 26, 2015 23:26

Поясню, почему выбрал для второй части названия музыкальный термин, означающий завершающую часть произведения, отличную от основного содержания. Тут всё просто - ибо количественное наполнение бронированными машинами БТР-70 не привело к каким-либо заметным качественным достижениям.

Боевое применение БТР-70 на донецкой земле

Немного углублюсь в историю и начну с далёкого 1992-го года. Именно тогда приняли первый бой укропские БТР-70. Возникает резонный вопрос - почему с этого эпизода?
Дело в том, что вся эта операция в Боснии и Герцеговине только называлась «миротворческой». На самом деле, батальон, сформированный в 93-й дивизии (будущей кровавой 93-й бригаде) потянул с собой в Сараево станции артиллерийской разведки типа АРК для выявления позиций артиллерии сербов. С самого начала никакой нейтралитет или разъединение сторон не планировались, нужно было выручать «своих». Армия Сербской Республики, не будь дураками, всё это дело раскусила и точно накрыла блиндаж расчёта артразведки (тех 300-ми потянули в Германию, где один и издох), попутно уничтожив всю матчасть и БТР-70:



С момента создания предательство есть суть укроповермахта.


С началом карательной операции хунты против непокорного Донбасса была задействована штатная бронетехника боевых частей как наиболее сохранившаяся и подготовленная, причём БТР-70 был достаточной редкостью, несколько десятков единиц в армии, милиции и погранслужбе. Основная тяжесть перевозок нацистов легла на многочисленные БТР-80, которые засветились практически во всех эпизодах начального этапа войны (с марта по июнь 2014 года). Несколько БТР-70 внутренних войск ополчению удалось отжать, они стали самыми первыми бронемашинами армии Ново-России:

Будущий трофейный БТР с милицейским спецназом из Житомира 1 мая 2014 года в Донецке:



661-й днепропетровских ВВ-шников во время одной из первых вылазок укропов в Краматорске весной 2014 года:



Тут нужно отметить, как быстро хунте удалось переломить через колено правоохранительную систему - всего через пару месяцев после кровавого майдана защитники Закона превратились в вассалов сатаны.

92-я бригада со своими БТР-ами в это время охраняла огромные склады боеприпасов в городе Балаклея, одновременно из части убирали неблагонадёжный элемент и набивали нациками, свезенными со всего протектората. Но расширение конфликта вынудило подпиндосников в середине августа 2014 года отправить вновь сформированную батальонно-тактическую группу бригады в самое пекло - под Иловайск.
Там и состоялся настоящий боевой дебют БТР-70 - целую роту на десяти машинах ополчению удалось накрыть артиллерией в месте сосредоточения:







После этого БТГ как боевая единица перестала существовать, уцелевшие небратья просто разбежались. Сколько они бросили исправных БТР точно не известно, их фото всплывали долго.

Потом было ещё несколько боевых эпизодов, например эта машина из разведки 51-й мехбригады была захвачена в Еленовке под конец Иловайского сражения:



Второй, достаточно известный, случай применения БТР-70 уже упоминался предыдущей части - при попытке доставить подкрепление и припасы небратьям, заблокированным в донецком аэропорту. Тогда эта машина из 81-й бригады получила прямое попадание, по характеру разрушений скорее всего из танка. В Валгалле было знатное пополнение:



Последующие вояжи укропы пытались совершать на невооружённых гусеничных тягачах МТ-ЛБ, что больше напоминало атаки камикадзе:



Довольно значительное количество этой техники укроп постепенно стянул и в дебальцевский котёл. Особых подвигов за ними не замечено, несколько было уничтожено, часть попала в трофеи:



По прежнему основу обороны (вместе с уцелевшими танками) 92-й бригады на Луганском фронте составляют опорные пункты с БТР-70:



Аналогично и машины других частей сейчас закопаны в капонирах или просто стоят за бетонными плитами на блок-постах:



Очевидно, из-за плачевного технического состояния они не могут быть использованы по прямому назначению - для быстрого перемещения резервов на линии противостояния.
Таким образом, можно констатировать деградацию достаточно мобильных боевых бронированных машин до уровня пулемётных бронеколпаков:



Так же они практически не используется в охранении колонн на тыловых дорогах.

Какое-то число машин достаточно активно эксплуатируется в учебных частях - в «Десне», Яворове, Старичах, на Широком Лане, в 233-м УЦ:





И во всяких потешных учениях морской пехоты и жалких остатков флота:





Но тут за спиной есть материально-восстановительная база и требования к этой технике значительно ниже.

Других запоминающихся моментов в боевой биографии ветерана больше и не припоминается.

Дефицит техники уже коснулся даже самых верных слуг хунты - первый БТР-70 замечен у 95-й аэрокроватной бригады, имевшей к началу войны больше 100 единиц БТР-80:



Замечания общего характера по боевому применению БТР-70 в войне на Донбассе:

1. По уточнённой информации БТР-70 из феодосийского батальона морской пехоты всё-таки были отправлены на материк весной 2014 года:

image Click to view



Теперь они изредка светятся на юге укропии, на фронте не замечены:



2. В начальный период значительное число машин не имело КПВТ, со временем укропы эту проблему устранили, вероятно, подчистив тылы. Но на некоторых учебных экземплярах пулемётов нет до сих пор:



3. Отдельной статьи заслуживает эпопея с наваркой солнцезащитных решёток. Весь мир увидел всё великолепие всевозможных конструкций и дизайнов. Были относительно «правильные» варианты, которые крепятся через болтовые подпятники:



Но, в большинстве своём, это всё откровенная кустарщина:







Ясно, что никаких боевых преимуществ достигнуто не было, отмечу очевидные недостатки:
- машина сильно утяжелялась, для не самой мощной силовой установки, да ещё выпущенной 40 лет назад как-то печально;
- металл быстро коррозировал, сминался о препятствия, придавая чудовищный вид БТР;
- затруднялась посадка и высадка десанта.
Есть, разумеется, и преимущество - можно много всякого барахла сверху накидать:



4. Из рук умельцев выходили уникальные бронеавтомобили, например этот «Экспериментальный дизель»:



При этом терялась идентичность модельного ряда, всевозможные переделки при попадании в обслуживание и ремонт вызывали одни проблемы. Как таковой концепции поддержания существующего парка БТР и улучшения эксплуатационных свойств никто не видел, что говорит об общей низкой военно-технической культуре в недоармии ВГН.
Есть, правда, официальная схема установки решёток, но по исполнению документации это скорее технический курьёз:



5. По жалобам укропа нижние десантные люки невозможно использовать в современном снаряжении (бронежилет, разгрузка). До войны мизерная часть машин была доработана люками от БТР-80 (скорее всего ремкомплектами российского производства):



За полтора года военная промышленность укропостана не смогла освоить технологию изготовления и монтажа в принципе несложной конструкции. Какие-то «новаторы» пытались доработать один БТР:



Но они не знакомы с сопротивлением материалов и теорией прочности, в итоге просто безнадёжно ослабили несущий кузов.

Последний аккорд

В истории человечества очень часто можно найти довольно близкие параллели. Фашистская Германия (а фактически нынешний Евросоюз) начала войну против СССР на пике своей мощи, но к 1945 году уже агонизировала, в том числе в военно-технической сфере, выпуская бессмысленные вещи типа ФАУ-1/2, танки «Маус», всевозможные шушпанцеры и прочую чепуху. Советский Союз же совершил резкую эволюцию, оснастив армию востребованной боевой техникой в нужных количествах. Накопленный технический потенциал позволил в послевоенные годы достаточно быстро перевооружить армию на новый, недосягаемый для других уровень.

Полную аналогию можно видеть на примере вийська укропии, которое меньше чем за год (до момента ликвидации дебальцевского котла) потеряло на полях Донбасса почти всю штатную технику боевых частей и совершило, как выражаются компьютерщики, даунгрейд, восполнив потери зоопарком восстановленной бронетехники со сниженными боевыми характеристиками. В танках это выразилось появлением до десятка несовместимых между собой модификаций Т-64, Т-72 и Т-80. В механизированные и мотострелковые батальоны массово поставили артиллерийские тягачи МТ-ЛБ с кустарно установленными крупнокалиберными пулемётами ДШК:



и допотопные БМП-1, в том числе с ПТРС «Малютка» (выпускался до мохнатого 1984 года):



Танцы с бубнами вокруг БТР-70 из той же оперы - от безысходности и необходимости оснащения многочисленных нацистских батальонов хоть какой-то бронёй.
Протоукры и их хозяева не ожидали такого поворота событий с затягиванием войны и катастрофической убылью техники, очередной блицкриг против русского мира как-то не задался.

На этом фоне разительна перемена, произошедшая с Народным Ополчением Донбасса. Начав с нескольких отжатых у «вованов» тех же БТР-70, не имея складов, ППД частей, ремонтных заводов в кратчайшие сроки оно смогло создать вполне боеспособную армию, воюющую по-суворовски - «не числом, а умением».
Афганскую компанию Советская Армия завершала преимущественно на БТР-80, как более надёжная и мощная она заменила ветерана. Для промышленно самодостаточного СССР это вполне закономерно, но уже недосягаемо для скачущего майданного укропа.

Как говорят в народе - всем сёстрам по серьгам.


Previous post Next post
Up