Похождения чешских аэропланов или мохнатые сливы пророчества

May 12, 2017 23:50



Ещё с детства одной из моих самых любимых книг стало жизнеописание бравого солдата Швейка. Оптимизм, юмор, изощрённое издевательство над цесарскими оккупантами - казалось, что у этого народа после первой мировой бойни будет своё настоящее будущее, сорри за каламбур.
Но не срослось - сначала их предала Антанта в 1938 году, потом нацистская Германия выжала все соки, затем был длительный период глухого сопротивления Советскому Союзу. Но долгожданная «незалежалость» окунулась полным бесправием уже внутри НАТО и Евросоюза.

Не буду углубляться в политические дебри - это просто предыстория к рассказу о судьбе их ударных вертолётов Ми-24, этого проклятого наследия коммунистического тоталитаризма.

Расцвет армии Чехословакии приходится как раз на 80-е годы прошлого столетия - стабильные поставки техники от СССР, собственное производство в кооперации с советской военной промышленностью, хорошее обеспечение топливом, запчастями, ремонтами, постоянное проведение модернизации, полномасштабные военные учения.
Был создан большой задел на будущее - так, что живи и радуйся.

Не обижены они были и в ударной авиации - имелось в наличии 28 единиц Ми-24Д (плюс два учебных Ми-24ДУ), позднее были получено ещё 30 Ми-24В.

В 1993 году отделилась Словакия, забрав с собой 19 машин (8 «Д», 1 «ДУ» и 10 «В»). Там всё оказалось гораздо печальнее - уже к 2004-2005 году вся техника была снята с вооружения. Ми-24В последних годов выпуска не налетали и 20-ти лет.

90-е годы для Чехии ничем не примечательны. Постепенно были выведены за штат Ми-24Д, но покупателей на них, как на боевую технику не нашлось. Почти всем составом они разошлись по музеям и частным коллекциям. В это время сразу несколько заграничных фирм (на слуху ATE, BAE systems, SAGEM) пытались предложить свои варианты модернизации ранних Ми-24/Ми-25/Ми-35, коих в мире скопилось достаточное количество.



Российские производители тоже выставляли натурные образцы. Но разобщённость, природное жлобство и крохоборство младоевропейцев не оставили технике ни единого шанса.

Российская Федерация не стала более никого уговаривать, а самостоятельно запилила Ми-24ВМ/Ми-35М для своих нужд и надёжным партнёрам.



А хитровымаханные остались с но… с вертолётами в первоначальном виде и без всяких перспектив. В принципе, отказа от советской техники от них добивались в Париже, Берлине и Вашингтоне, но получилось всё гораздо хуже - закупать новое западное (отнюдь недешёвое) вооружение в товарных количествах они не в состоянии, с военно-технической точки зрения их армии превратились в полный шлак. «Милитари Баланс» уже давно не приводит количественных оценок летающих «крокодилов» в их рядах, ибо стыдится правды. Названная же цифра по армии Польши в 28 боевых единиц вызывает очень большие сомнения.

Но вернёмся к нашим ба… колбасочникам.
Оживление в вертолётных войсках произошло в 2003 году, когда Российская Федерация в счёт долгов СССР начала поставки новой техники - Ми-35 (17 единиц близких по комплектации к имеющимся на вооружении Ми-24В).



Единственный случай экспорта как авиатехники случился ещё в 2008 году, когда 6 машин были капитально отремонтированы и «подарены» армии Афганистана. В кавычках по тому, что когда вассалы отдают кому-то барахло по команде сюзерена, то про бескорыстие трудно говорить.



Результатом сокращения боевого состава стали излишки техники, скопившиеся к 2014 году на авиаремонтном заводе:



Хитрый план по их ремонту на продажу в Афганистан сорвался - аккурат в 2014 году, после того, как укропы завалили несчастный «Боиг-777» над Донбассом, НАТО и РФ ввели обоюдные санкции в военной области. С российской стороны они очень скользкие - технику боевого состава можно отремонтировать и купить к ней запасные части, но поставки б/у вертолётов третьим странам заблокированы на корню - нечего бизнес портить «Росвертолу».

В настоящее время пишут всего про 15 «живых» машин. Не бедная, в общем то, страна пошла по той же узкой дорожке резкого сокращения ударных сил армейской авиации. Если рассматривать отчёты ООН по движению вооружения, то в последние годы Чехия резко изменила приоритеты - экспорт почти прекратился, ударными темпами растёт импорт. Хозяева жизни поймали на крючок ещё одного клиента.

Следующим этапом в жизни стал недавно объявленный конкурс на лёгкий ударно-транспортный вертолёт, который должен заменить сразу Ми-2, Ми-8 и Ми-24. Первоначально в хотелках было 16 машин, но в этом году урезали осетра до 12. Странные и противоречивые выдвинутые требования как-то настораживают. Было сообщено, что такие сложные и дорогие (!!) вертолёты, как Ми-24 Чехии уже не по карману. С учётом того, что в истребительной авиации они сидят на арендованных шведских «Гриппенах» (всего 14 единиц, самый недорогой европейский самолёт такого класса), а своё небо уже собрались прикрывать совместно со словаками (у которых ещё старые МИГ-29), то про закупки настоящих ударных вертолётов можно забыть навсегда.

Сейчас идёт подковёрная борьба за место под Солнцем среди потенциальных поставщиков. По моему мнению, эти все «тендеры» организуются меняющимися с калейдоскопической быстротой политиками и военными с одной простой целью - ради откатов, взяток, да и просто бесконечных переговоров и заграничных поездок за чужой счёт. А так вроде бы все и при делах.

Прелюдия, однако, несколько затянулась, пора переходить к существу вопроса

Ремарка

Нужно отметить, что в начале 90-х годов «живые» машины были перекрашены в новый единый рисунок камуфляжа серых тонов, новые Ми-35 уже приходили такими. Это сделало весь парк достаточно оригинальным и узнаваемым, но уныло-однотипным.



Есть ещё один вопрос без ответа - в ООН-овском отчёте по вооружениям в статье «импорт из РФ» за 2006 год числятся три единицы Ми-35 с формулировкой: «Not attack, but for police purposes». Однако никакой другой информации по ним не нашёл.

В целях информативности, как обычно, сделал табличную форму - так нагляднее, особенно для чешских бортов, которые выглядят как братья-близнецы.

Ранее почти не обращал внимания на заграничные «крокодилы», но при изучении этого подследственного поразила система присвоения бортовых номеров - по последним четырём цифрам заводского номера. Как по мне - криво и нелогично. Но понятно - после кровавого мятежа 1968 года хотелось хоть в чём-то отличаться от клятых москалей.

В связи с тем, что из 77-ми чешских и словацких машин в строю осталось десятка полтора, то обзор будет скорее похож на путешествие по музеям и коллекциям любителям авиастарины. Но такова селяви, как выражаются на парижском жаргоне.

Ми-24Д ака Ми-25 ака Hind-D



Достаточно древние аппараты выпуска конца 70-х - начала 80-х годов, в силу ранней конструкции не имеющие работать с внешними подвесными топливными баками (ПТБ), не умеющие стрелять неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-8, а только маломощными С-5. То, что не умеет пулять «Штурмами-В» для Африки не критично - там ни кому и в голову не придёт покупать управляемые ракеты по 60 килобаксов за штуку. Для увеличения объёма топлива есть решение в виде внутренних баков.



С целью увеличения огневой мощи можно применять пушечно-пулемётные гондолы типа ГУВ-1/ГУВ-8700 или контейнеры УПК-23-250, но тут тоже есть проблема - ко всем машинам они не прилагались (в полках было всего по несколько комплектов).



Вопрос с увеличением калибра и мощности залпа НАРов так и повис в воздухе - без переделки машины уже не обойтись.

Таким образом, без капитального ремонта с доработками их было проблематично продать даже папуасам. В свете того, что на рынке геликоптерного секонд-хенда в это время царствовали демпинговавшие укропы с настоящими Ми-24В/П/РХР, то было совершенно резонно решено реализовывать технику как есть - в музеи и частные коллекции. Хоть какие-то гроши дадут.

Практически все машины ушли по такому назначению. В расследовании очень помог этот форум от чешских энтузиастов. Правда и у них есть белое пятно, вернее два: неизвестна судьба пары бортов - 0141 и 0143.

И ещё один момент - проданные за кордон машины, однако, не прошли по экспортному перечню ООН, за исключением попавшего в Израиль покойника.

0102 (33) - Военный музей демаркационной линии в Ракучанах. Родной номер закрасили, но нарисовали фейковый как на российских бортах. Уроды.



0103 - Авиационный музей в Hradec Kralove:



0140 - в городе Hluboke Masuvky:



0142 - во владении некого Andreas Seufzer:



0146 - город Bensheim, район Auerbach, земля Гессен в Германии:



0147 - в городе Фрайунг в Баварии, Германия:



0151 - экспонат в военной академии, Брно:



0214 - парк фирмы «Excalibur Army»:



0216 - частный музей в городе Zruc:



0217 и 0218 - просто списаны:





0219 - Автосалон Piet Smedts в городе Baarlo, Нидерланды:



0220 - Авиамузей при аэродроме Kbely, Прага:



0221 - Аэропарк в Зруче у Пльзеня:



4010 - Музей ВВС Израиля, авиабаза Хацерим:



4011 - Клуб по интересам «Aero Slovakia», город Нитра в Словакии:



Единственный их Ми-24ДУ, изготовленный в 1985 году уже в 2011-м оказался во всё том же пражском музее:





Очевидно, что выводить из боевого состава учебно-тренировочный борт с полным дублированием функций управления воздушным судном по двум кабинам можно тогда, когда принято окончательное решение про отказ от дальнейшей эксплуатации данного типа летательного аппарата.

Разрыв военных связей с СССР/РФ привёл к тому, что чешские курсанты уже не учатся в лётных и инженерных училищах, с уходом последних опытных кадров окончательно прервётся связь поколений техники и людей. Закупка же совсем иной иностранной техники потребует совсем других навыков, весь огромный накопленный багаж опыта настоящей ударной авиации будет утрачен навсегда.

Ми-24В (ака Ми-35)

Разделяются на две подгруппы - полученные в 1985-87 и 2003-2005 годах.



Первая группа к началу 2014 года уже фактически прекратила бренное лётное существование. Было сообщено, что 7 машин свезены на завод и готовятся к ремонту для Афганистана (таблица как раз и отслеживает эти борты: 0702, 0788, 0790, 0815, 0835 и 0839).



Но не срослось - хоть Чехия и старается максимально не отсвечивать в помощи укропской хунте, но есть серьёзные подозрения, что именно от них идут запчасти к БМП и Т-72. Попавшие под эмбарго вертолёты больше так и не появлялись на люди.



Пару бортов попала на постаменты:

0705 - на авиабазе в городе Часлав (Čáslav):



0709 - город Zehdenick в Германии, земля Бранденбург:



0789 - продан киностудии, которая его окончательно ушатала:



Вторая группа из самых новых машин тоже понесла некоторые потери - борт 3362 был подвергнут новому способу консервации в 2011 году:



После которой больше и не светился. Борт 3367 в 2008 году попал во всё тот же пражский музей (к сожалению, фото из отстойника пока только такие):





Замечу, что когда над крылатыми машинами ставят эксперименты в аляповатой раскраске, то их боевая жизнь обычно идёт под откос:



Таким образом, в боевом составе осталось всего 15 вертолётов - менее эскадрильи. Сколько из них «живых» точно не известно, на натовские учения они летают даже не звеньями - парами (2015 год, Италия):



Некоторые из них перекрашены в каких-то попугаев:





Или не пойми во что:





Но точку невозврата чехи уже пролетели, сами того не заметив. Их авиация из когда-то грозной силы перешла в категорию «Small aviation», по боевому составу и обученности уступая многим африканским ВВС. Оно и не удивительно, когда ты уже празднуешь фейковое освобождение от нацизма.



Post Scriptum

Уважаемая Диана Михайлова подтвердила , что 7 бортов были проданы в 2015 году в Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)



Хотя в опубликованном отчёте на официозе ООН этой транзакции нет:
http://www.un-register.org/HeavyWeapons/CountryDetail.aspx?Register_Id=13413

Странно, конечно - пол-эскадрильи ударных вертолётов втихую уплыли в грязные лапы арабских сатрапов.
Предполагаю, что это ремфонд 2014 года:

730702 24В №168 1986 ЧССР
730710 24В №168 1986 ЧССР
730788 24В №168 1986 ЧССР
730790 24В №168 1986 ЧССР
730815 24В №168 1986 ЧССР
730816 24В №168 1986 ЧССР
730839 24В №168 1986 ЧССР
Previous post Next post
Up