Вассалы голого короля

Apr 30, 2017 23:15



Меня часто упрекают, что в статьях много предвзятости, личного отношения. К тому же к вопросам военной техники всё время приплетаю политику.

Но рассматривая любую тему никак не получается обойти острые углы, ибо тогда картинка не складывается. Не существуют боевые машины отдельно от армии, времени, общества и событий.

Эта запись задумывалась как просто ретроспективная, но, погрузившись в тонкости процесса, выяснилось, что подавать материал как обзор будет не совсем правильно - необходимы соответствующие пояснения и выводы.

Сидевшие на шее у СССР (вернее у РСФСР, как выяснилось в последние годы) «братские» страны социалистического лагеря при его распаде мгновенно решили сменить окраску и перебежали под крыло НАТО и Евросоюза. Но тут Бог им судья, все они превратились в полные ничтожества-лимитрофы. Больше всего обидно, правда, за ГДР - его жители до сих пор ещё остаются символом сопротивлению предательства клики Горбачёва, когда их фактически аннексировали. Без референдумов и прочих «демократических» плюшек. И то, чем стала нынешняя ФРГ в военном отношении (можно почитать в статье ) является прямым следствием скороспелого аншлюса.

В военном отношении у бывших «союзников» тоже не всё гладко, а даже наоборот. Рассмотрим это на судьбе ударного вертолёта Ми-24 в Болгарии.



Нужно сказать, что СССР обильно снабдил Восточную Европу этими летающими колесницами ада:

ГДР - 54 единицы (43 модификации «Д» и 11 «П»);
ЧССР - 70 единиц (38 «Д», 2 «ДУ» и 30 «В»);
ВНР - 42 единицы (30 «Д» и 12 «В»);
ПНР - 32 единицы (по 16 «Д» и «В»);
НРБ - 44 единицы (38 «Д» и 6 «В»);
СФРЮ - данных, к сожалению, не нашёл. Пишут, что два Ми-24В с 2006 года находятся в Сербии на хранении, но их происхождение туманно:



Особняком стоят мамалыжники - они окремо запилили себе ударно-транспортного универсала IAR 330 на базе французской «Пумы».



Новые хозяева не очень то рьяно взялись перевооружать вновь обретённых лакеев. Да и последние повели себя совершенно по-разному. Пшеки в потоке мутной русофобии вытянули из старой Европы все возможные плюшки, чехи со словаками разделились и стали малозаметными карликами без амбиций.

Венгры заняли оппортунистическую позицию, главной целью которой является воссоединение всех отторгнутых соседями исторических земель. Символом этому есть приспущенный флаг на здании парламента, который достигнет самого верха только после завершения процесса:



Однако было заявлено, что вокруг одни «дружественные» государства, «союзники», «партнёры» и сильная армия Венгрии абсолютно ни к чему:



Таким образом, на пике консолидации процесса военного строительства по теме Ми-24 неожиданно для самой себя оказалась совершенно разорившаяся в 90-2000-е годы Болгария.

Конечно, ничего путного из этого не вышло. Денег даже на поддержание существующей техники и подготовку личного состава уже не было, что уж говорить про модернизацию и обновление парка боевых машин.
Проклятый совок понастроил своим «союзникам» авиаремонтных заводов, которые и выручили в трудную минуту - началась распродажа техники, которую предварительно капитально ремонтировали:





Интересно, что Ми-24 этой страны с самого начала отличало оригинальное нанесение бортовых номеров на капоты двигателей, что делало их очень узнаваемыми. Они сохранили их на всю жизнь, кроме вертолётов б/н 138 (стал 145) и 139 (стал 146):





Для сведения - таблица найденных (фото) в сети Интернет по бортовым номерам - 35 из 44-х:



Согласно официальным данным, за границу в 2002-2012 годах было продано:

В США - 11 машин (известно про б/н 103, 106, 114, 118, 120, 122). Они разошлись по музеям, частным коллекциям и в качестве «учебных врагов»:

«Това е бивш борд 114 от ВВС на България!»:



Отправка:



Уже там:





В Кот Д'Ивуар - 2 борта (б/н 124 и 126). Фото проданных «Д» не нашлось, но в Африке выглядели примерно так:



В Мали - 6 вертолётов (известно про б/н 117, 119):







По этой несчастной стране прокатилась война, погубив и полученную технику:





Ещё 6 единиц (б/н 105, 107, 110, 115, 116 и 121) были проданы в 2004 году какой-то фирме «Юнион трейд сервис» внутри самой Болгарии:





В 2015 году ею был продемонстрирован демилитаризованный борт на свободную продажу:



Одна машина (б/н 130, фото не нашёл), была разбита в аварии в 1996 году.

Ещё пять вертолётов было установлено на постаменты:

Крумово (Пловдив):



София, Национальный музей военной истории:



Бывшая авиабаза «Стара Загора»:



Ещё один в софийском музее:



Учебное пособие в Долна Митрополия:



В списке на экспорт этот борт не фигурирует, но из него сделали натурный образец модернизации МИ-24 от южноафриканской фирмы «АТЕ» (б/н 123):



Таким образом, после всех перипетий в боевом составе оставалось всего 12 вертолётов (44-20-1-6-5):



















В конце концов, последние из них «живые» 6 единиц тоже сняли в 2011 году с вооружения и оставили на вечной стоянке:

















На фото приведены все машины, ибо неизвестна судьба некоторых из них. Фотосессия из Крумово от от апреля 2015 года засветила бортовые номера 133, 134, 135, 136, 137, 140, 141 и 144:



Что бы разобраться, почему это произошло, почему доставшаяся практически «на халяву» неплохая боевая техника просто растворилась в небытии, нужно отдавать отчёт, что все эти младоевропейцы по факту ничего ценного из себя не представляют. Они несколько десятилетий вели переговоры, что бы выработать общую линию по капитальному ремонту и модернизации Ми-24Д (коих у них было более полутора сотен), но ни к чему так и не пришли. Даже более-менее денежная Польша оказалась у разбитого корыта - для её ударных вертолётов банально отсутствуют противотанковые ракеты.

Короче говоря, вассалы не смогли ничего между собой решить, а сюзерены были слишком заняты собственными проблемами. Обратиться же к разработчикам и изготовителям техники гордость не позволила.

Это привело к тому, что не исчерпавшие ресурс, имевшие достаточный потенциал для модернизации боевые вертолёты оказались не у дел - под заборами, в музеях, в частных коллекциях или демилитаризованными акробатами на авиашоу.







С введением Российской Федерацией оружейного эмбарго против НАТО дальнейшая судьба Ми-24 у подпиндосников одна - в металлолом. Может оно и к лучшему - под боком у нас остались слабовооружённые враги, которые попусту надувают щёки.

Post Scriptum

Нужно уточнить - 18 ноября 2015 года был поднят в воздух МИ-24В б/н 142 после капитального ремонта:





Эпохальное событие для малозначительного государства.
Previous post Next post
Up