Оригинал взят у
liturgy_music в
Мысли вслухПоследнее время у меня складывается довольно стойкое впечатление от всенощных, да и, пожалуй, вообще от служб в московском регионе. Говоря "в московском", я в глубине души надеюсь, что есть на Руси такое место, где всё течет по-другому, хотя и понимаю, что такая надежда дело весьма наивное. Суть в том, что как бы четко и внятно не читался канон дня, как бы ясно не пропевал слова хор, - народ напрочь отвык слушать службу. Внимать чтецу или читать параллельно по книжке / смартфону скорее исключение, чем правило. Да, есть то, что чуть-чуть прихожан мобилизует. Это ектеньи и те немногие песнопения, которые поются всем храмом. В остальном одно и то же: разговоры, бесконечные хождения во всех направлениях. Везде. Во всех приходах. Во все моменты службы. Да, и в сильных приходах, в Спасском братстве тоже.
Мне кажется, что явление это не только литургическое. В 90-е притчей во языцех стали православные, не читающие "ничего мирского". Сейчас, похоже, никто вообще ничего не читает. Макулатура, обильно производимая "раскрученными" авторами (прот. А.Ткачев, А.Торик), не в счёт. Никто не плачет над Тургеневым, не смеется с Чеховым, не вдумывается в Лествицу преподобного Иоанна Лествичника, не впечатляется силой слов Златоуста. Фактически, на наших глазах возникла особая, "не книжная" среда.
Однако, у той гимнографии, которую мы унаследовали от Византии, довольно высокий "порог входа". Она требует не поверхностного чтения. Что же делать?
Выход мне видится прежде всего в том, чтобы больше песнопений петь всем храмом. Но, наверное, это не единственная возможная форма. Что думаете, друзья-коллеги?