Leave a comment

ann_vinogradova February 8 2011, 14:21:37 UTC
священника нажить нельзя )) это уж кто есть, тот и есть. Священническое дело другое. Но к священнику можно подстраиваться.
а насчет нажития надежного внутреннего слуха ничто лучше личного опыта не придумано. Например, пробовать расхрабриться и дать тон от внутреннего ощущения того, каким он должен быть. Возможно, вначале будет не так, это даже скорее всего. Зато это даст возможность учесть причину, по которой было не так, ну, и так далее. Мне не кажется, что книжки могут очень много сообщить без личных проб.

Опять же, если священник не очень музыкален, всё же он привык служить в примерно одном регистре, каком-то своем. Если исследовать это дело, то от священника даже при малом его слухе можно строить - брать, например, от него кварту, это уже частная механика. Вопрос принципа - попытка встроить священническое пение в свое пение. Вот, например, если хор в процессе какого-нибудь длинного песнопения, особенно в конце службы, начинает съезжать, регент, пусть и с самым тонким слухом, съезжает вместе с хором - не из принципа, а из милосердия и чтобы службу не разрушать. Ну, в том случае, если удержать не получается - я же не буду петь в своем тоне, если хор не может подтянуться; ибо какофония в четверть тона никому всё равно не нужна.
Со священническим пением то же самое. С той только разницей, что на службе он задает тон, а не регент. )

Reply

ikliros February 8 2011, 14:57:53 UTC
У нас наоборот - тон задает регент: первым "Аминь". Есть проверенные и удобные для каждого священника тональности - в них ектении. А вот насчет больших песнопений приходится точно выбирать тональность (часто в транспорте поем) с учетом диапазонов немногочисленных певчих: не можем позволить себе промахнуться на тон вверх или вниз - кому-нибудь будет жутко неудобно петь.
Священника, который совершенно "вне контекста" мы в расчет не берем - просто поем в своих тональностях. Все равно с ним не состроиться...

Слышал о технике самостоятельного развития абсолютного слуха (у меня даже курс есть - руки (уши) не дошли поучиться). Это было бы хорошо, но все равно проверять себя придется. Вот Евгений Сергеевич пишет, например, что при волнении завышает. А я всегда промахиваюсь на тон ниже Ля. Но это в "студии". А на службе оказываюсь в плену предыдущих своих и священнических тональностей, так что приходится доставать камертон.

А к чему упоминались чистые интервалы - можно поподробнее?

Reply

ann_vinogradova February 8 2011, 17:22:04 UTC
мне очень интересно, что люди понимают под "абсолютным слухом"? слышание ля первой октавы как 440 Гц? 416 (415) Гц? 430? 444?
мне кажется, "абсолютный слух" это такой общепринятый жупел, под которым обычно не очень известно что там такое.

чистые интервалы - это как раз просто: это те, которые между собой увязываются в обертоновый звукоряд. Даже в большую секунду еще можно попасть так, что она начнет вибрировать - и будет уже не двумя голосами, а одним. Вот это я понимаю под чистыми интервалами. И отсюда, конечно, и определенная ирония была, пардон. Зачем камертон, если чистота пения на самом деле крайне редко встречается - особенно среди сопран - как впрочем, среди всех, кто ведет сольную партию.

Reply

чистые интервалы ikliros February 8 2011, 18:19:23 UTC
В моем понимании "абсолютный слух" - способность точно определить тональность без какого либо сравнения с чем-то. Отсюда возможность произвольно представить любую нужную высоту. Извлечь ноту, так сказать, из головы.

Я думал, что чистые интервалы Вы к задаванию тона хотели их как-то привязать...

Насчет чистоты пения и нужности камертона: каждый должен ответственно делать то, что должен: регент - тон давать, сопрано - чисто петь.

Reply


Leave a comment

Up