X-й (юбилейный) Общесибирский Первомайский Велопробег "глазами тандема"

May 07, 2012 16:43

Мои впечатления от прошедшего пробега, пожалуй, наиболее исчерпывающе можно выразить словом из трёх букв: "Вау!"

С каждым годом всё становится лучше, организованее, упорядоченнее, взрослее, что ли. Да, многое в этом решают кадры - но и в целом картина со стороны очень радует.

Во-первых, сам маршрут. Столько щебеней, грунтов, бродов (ага, целый один!) и, главное, гор - ещё не было! Если так и дальше развивать маршруты, то в следующем году, наверное, можно будет оформлять коллективную путёвку и регистрировать первомай как, наверное, самый массовый велопоход 2кс :).

Во-вторых, организация. Вся "машина" Первомая функционировала и крутилась отлично и практически без сбоев - начиная от погрузки участников с велами, включая организацию ночных стоянок и питания и заканчивая выгрузкой уже уставших и довольных участников, вернувшихся домой. Если так пойдёт и дальше, то на каждой стоянке нас в будущем будет ждать "электричество, газ, телефон, водопровод" - как поётся в одной песне.

В-третьих (и в-главных) это, конечно же, люди! Очень приятно вновь и вновь видеть как старых знакомых, с которыми пройдена на колесе не одна тысяча километров, так и множество новых лиц. Все - и те, кто впервые оказался на этом весеннем празднике жизни, и те, "кому бэджи уже не нужны", и якуты (ну какой же первомай без них!) - все нашли своё место в дружной компании первомайцев (и первомаек!).

Для меня пока ни одного первомая не проходило "просто на веле" - в смысле, как принято, на МТБ. Сперва ситибайк, потом ситибайк с тележкой, потом тандем со старшей, нынче тандем со старшим. В общем - каждый год выходит что-то новенькое :). С тандемом в этом году решилось неожиданно и внезапно. Я уже настроился ехать один, как Витал сообщил мне, что у него снова есть свободный детский тандем, но его надо "чуть-чуть собрать". И это в неделю накануне выезда :). "Чуть-чуть собрать" удалось где-то к воскресенью, и тогда мы с сыном сели в маршрутку (фи!) и поехали в гости к Виталу. Под Мишу настроить седло и руль оказалось гораздо проще, чем в прошлом году под Маргариту (всё же это больше "его" размер) - и мы уже спустя десять минут ехали домой. Все "отборы" и "тренировки", соответственно, улетели в тартарары. Ну, то есть я был вполне готов ехать один. Но вот Мишутка сел на такой агрегат впервые в жизни. И тут сразу в трёхдневный поход... В общем, это была своего рода авантюра. В среду (то есть за три для до отъезда!) мне удалось выкроить время и мы сделали пробный выезд. Докатились за промзону Кольцово, и там сын замёрз и захотел домой. Что ж, неплохо. Вышло около 30 км. То есть на Первомае по крайней мере до обеда он выдержит :). Конечно, есть и "труповозка" - но это скорее психологический момент: достаточно просто знать, что она есть.
В общем, я решил всё же отказаться от индивидуального заезда, к которому готовился, в пользу авантюры "папа, сделай чудо!"



Нам наруку сыграло то, что у меня на работе помимо прочего хранились и котелки для первомайских обедов. Прямо с прошлого года - как мне из "забросили" (спасибо Игорю Реште за помощь!), так про них и "забыли" до нынешнего пробега. Теперь, вот, вспомнили (ура!). Поэтому мы выехали на полчаса раньше остальных ко мне на работу. Туда же подъехал первый грузовик, и мы сразу погрузили в него и котелки, и тандем. А заодно и прокатились в кабине до площадки общего сбора. Там мы лишь избавились от рюкзака, заняли себе место в автобусе - и затем не спеша наблюдали за тем, как грузятся и пакуются остальные академовцы. А дальше была погрузка в Бердске, традиционная перекличка, и традиционная ночь в автобусе с парой остановок по пути.

На площади в Алтайском мы оказались в аккурат с велами, что было несомненно приятным моментом после прошлогоднего длительного ожидания грузовиков на площади Таштагола. После этого сын долго теребил меня на предмет "когда же, наконец, поедем!" - потому что вроде всё готово: рюкзак погружен; вел собран - чего же ждать? Так мы понемногу слонялись по площади и окрестностям. В 8 утра открылся магазин, и мы чуть запаслись "ликвидной" провизией, которую совсем уж неохота везти из дома. Потом понемногу проснулся завхоз, и устроила раздачу продуктового "общака" для новосибирской группы. У нас уже была 3-килограмовая палатка на двоих (а раз на двоих - значит, уже "общак"), поэтому при общей норме в 4 кг для мужской части я надеялся, что нам дадут пару банок тушёнки, которая будет съедена в первый же вечер - и мы снова останемся при своей палатке. Однако Маша (LitlMouse) оценивающе посмотрела на нас, и, со словами "во! Ты человек ответственный!" вручила нам 2 кило соли... Спасибо, Маша! (за два дня вся новосибирская группа осилила лишь полкило. Видимо, 4-кратный запас был взят как раз в расчёте на "безответственных" перевозчиков). Наконец, всё упаковано, пристёгнуто, рюкзаки поправлены, всё блестит и сверкает и просится в путь. И вот наступил долгожданный старт. Точнее, сперва открытие мероприятия, "официоз". Ну как, долджны же мы, наконец, узнать, зачем это мы сюда припёрлись ни свет ни заря! Не все же сидят на форумах и читают объявления! Как обычно, кроме наших велосипедистов, "сказать что-нибудь, а то вишь, как человек напрягается" вышло и несколько местных чиновников (которые, видимо, из колёсного транспорта на мускульной тяге вряд ли знают что-то кроме своего офисного кресла на колёсиках). Столь официозный антураж побудил и наших организаторов выбирать максимально корректные и эээ... цензурные выражения для описания грядущего действа (впрочем - добавить одну букву, чтобы получились "щебеня" - достаточно безобидно и прилично :) ). Официоз быстро закончился, затем все попытались выстроиться в колонну, чтобы проехать под надувными воротами "Велобарнаула", и, наконец, стартовали. Традиционно для стартов последних лет, впереди ехала полицейская "мигалка", вплоть до выезда из села. А потом начался, собственно, первомай как-он-есть.

В этом году я решился воспользоваться достижениями цивилизации в виде gps. С одной стороны, это чуть устраняет неопределённость, и ты точно знаешь, что, например, через 10 километров закончится асфальт, или что до седловины перевала рвать цепь ещё 3 километра. С другой стороны, вместе с приходом gps пропало какое-то особое ощущение новизны и неизведанности маршрута. Вроде как посмотрел его уже на карте и всё знаешь, что будет дальше. В общем - до обеда первого дня я точно знал, сколько нужно проехать, где свернуть, и сколько всего осталось. Правда, вот незадача - это знание крутить педали ничуть не помогало. Скорее даже наоборот.

Мишка на удивление держался и не капризничал. Он только периодически спрашивал, долго ли осталось ещё ехать до обеда. Ответ, что для этого нужно подняться "вот в эту высокую гору" его вполне устроил, и дальше он только периодически подключался к педалированию, чтобы приблизить этот самый миг. По мере подъёма воздух становился прохладнее, а сама гора - всё круче и круче. После того, как компьютер стал показывать постоянный уклон не ниже 10% я решил, что особого смысла крутить дальше нет. Скорость получается ничуть не больше пешей, зато ходовка под такой нагрузкой изнашивается - о-го-го! В общем, последние 2-3 километра подъёма Мишка сидел на своём месте, а я заделался бурлаком. Мимо нас проезжали то вверх, то вниз немногочисленные автомобили. Было видно, что им тоже тяжко даётся этот подъём. На самом конце, когда была уже видна седловина, нас обогнал автокран на базе ЗИЛ. А уже буквально через три минуты мы сами "обгоняли" этот самый кран, который не смог дотянуть до вершины буквально сотню метров, и заглох прямо на дороге.

Последние усилия, последние шаги - и вот она, седловина Комарского! Ровно на этом же месте мы были два года назад, в таком же Первомае. Правда, в тот раз мы поднимались с другой стороны. А от сарая-беседки, который тогда стоял на вершине, остались лишь обугленные брёвна...

Потом был обед - коллеги-туристы сварили в котелке восемь куриных ножек, после чего сдобрили бульон пакетом мороженного зелёного горошка и прочих овощей. Этим супом мы развели сухое картофельное пюре, и получилась весьма сносная еда. Программа первой половины дня была выполнена! Мы осилили первый из перевалов и пообедали! Супа оставалось ещё какое-то количество. Выливать было жалко. Но громкое объявление по лагерю, что любой желающий может порадовать себя порцией горохового супа, которая даст ему возможность "без каденса" взять следующий перевал, мгновенно решило проблему с лишним супом. Его съели. Впереди ждал спуск с Комарского и дорога до первой ночёвки. Примерно через час шатания по привалу Мишке тоже надоело гулять и он запросился ехать дальше. Что ж, не вопрос! Мы снова погрузились на тандем и стартовали вниз.

"По закону Архимеда, после сытного обеда, полагается... поспать!"

Правильно! Спуск с перевала подразумевает работу тормозами, а не педалями. Представьте: вы только что плотно пообедали, сели в мягкое седло-диванчик. Вас никто не дёргает и не трясёт (потому что пилот понимает, что везёт "не дрова", и предусмотрительно объезжает все возможные препятствия). На улице хорошо, тепло. Тандем равномерно качает... Баю-баю... Примерно через 20 километров от седловины меня догнал Паша (Сумрак) и сообщил мне новость, что Медведь у меня за спиной, оказывается... спит!

Блин! Как спит??? На двухколёсном велосипеде! В дороге! Ыыыы!

Разбудить его оказалось непросто. Мишка полусонно "на автопилоте" говорил что-то вроде "угу", "я не сплю" и "да отстаньте уже от меня". Я оказался в замешательстве. В конце концов в голову пришла единственная разумная идея: умыть! Гидратор был только что заправлен тремя литрами холодной колодезной воды - и оказалось достаточно лишь слегка сжать пальцами муншдук, чтобы брызнула оживляющая струя.

Умывание сперва сопровождалось просто недовольством, затем недовольство сменилось громким рёвом. Убедившись, что с приходом рёва ушли остатки сна, мы закончили процедуру, дали Мишке успокоиться и объяснили, что спать за рулём (пусть и стокера) - очень плохая идея. Он пообещал, уже осмысленно, что больше спать не будет. И мы двинулись дальше. Паша ехал с нами, и они с Медведем рассказывали друг другу разные истории и пели песенки. В общем - весело проводили время. И так, не торопясь, мы километр за километром настигли место первой стоянки. Спасибо, Паша!

Как только остановились, Медведь тут же безаппеляционно потребовал палатку. Что ж, не проблема! Мы выбрали место и через несколько минут палатка уже стояла. После этого он сам отнёс внутрь все пенки, спальники - и приготовил нам постели. Самостоятельный мужичок! Затем он какое-то время полежал (видимо, пытался догнать сон, который мы так жестоко смыли с него водой из гидратора). Но сон не приходил, и тогда он вышел из палатки и пошёл осваивать место стоянки. Потом был ужин. Ну, был и был :). Поужинали. Витал тем временем испёк блины, и дети стайкой собрались возле свежеиспечённой стопки. Очень кстати оказалась купленная утром в магазине литровая бутылка сгущёнки - её в аккурат хватило не только на сегодня, но вообще до конца пробега. Дети наелись блинов со сгущёнкой и тихонько играли. Взрослые - тоже играли, но уже без блинов. Тем временем на улице понемногу темнело и холодало. Наконец Мишка сказал, что идёт спать - и окончательно закрылся в палатке. Я ещё какое-то время побыл у костра, попел песни под... баян! Один из Новосибирских участников с именем Юра - мужчина в годах - взял с собой этот, столь необычный для костровых посиделок инструмент. И, надо сказать, народ это оценил! Где-то в стороне играл кларнет, который DAM в этот раз взял вместо саксофона... На небе вызвездило и ещё больше похолодало... Через какое-то время ко мне подошли и сказали, что у Мишки истерика, и его не могут успокоить. Я кинулся к палатке. Он и в самом деле плакал и кричал "не хочу!" Я выяснил (с трудом), что он просто замёрз - согрел его немного и решил завершать вечерний моцион, чтобы ребёнок дальше не мёрз. Тем не менее похолодало ещё сильнее. На улице явно был минус, а температура комфорта наших спальников была минимум +5 градусов. В общем, неприятно. В итоге я сложил два наших спальника вместе, как одеяло. Положил в середину Мишку, а сам лёг "вокруг". И ещё зажег в палатке газовую горелку на небольшой огонь. Так она и прогорела всю ночь, немного подогревая воздух. Для Мишки этого оказалось достаточно, чтобы дальше он без проблем и замерзаний проспал всю ночь. А вот сам я весьма подмёрз. Ну, что уж тут, сам себе придумал трудности :). Так беспокойно пролетела вся ночь и наступил новый день.

Утром зазвучала подъём уже традиционная сирена из Игорева матюгальника. Светило солнышко. Кто-то уже проснулся и бродил по лагерю; а кто-то ещё сонно шевелил изнутри свои палатки. Мишка выспался. Я, наконец, чуть отогрелся. Пришла пора вставать! На этот раз всё делали в обратном порядке - сворачивали пенки и спальники, складывали палатку и понемногу готовились к старту. Я подошёл к общему костру и забрал назначенную на меня общественную соль (блин, ну граммов 200 ушло на ужин и завтрак... Теперь предстояло везти не 2, а 1,8 кило. Офигительно! Потом случился общий сбор второго дня. На этот раз никаких "воротничков на креслах" среди нас не было, поэтому Игорь не стеснялся в выражениях, описывая предстоящие на сегодня трудности и перипетии. Пообещал самый высокий перевал (знаем-знаем! Видели на карте!), а также мордодуй и дождь, которые покажут нам, что дело серьёзное. Пока он это говорил, солнце с неба пропало и затянули тучи. А в тот момент, когда он произнёс долгожданное "старт" - по земле забарабанили первые капли и задул ветер. В общем - пацан сказал - пацан сделал! Поначалу это выглядело забавно. Мы вышли на дорогу и тронулись с остальной массой велосипедов в сторону самого высокого на сегодня перевала. Однако ветер с дождём поднялись нешуточные. Да и далеко не тёплые к тому же. Уже через полчаса Мишка начал хныкать и жаловаться, что у него замёрзли руки. Пришлось достать ему новые, тёплые перчатки и дождевик. А пока был дождь и дорога была ровной и без сюрпризов - руки он сунул в карманы, чтобы не намочить сухие перчатки. А я тем временем подумывал, что вот он, момент истины. Вроде всё нормально в плане "осилим" - но пошёл дождь с ветром, и если сейчас Мишка продолжит плакать, то, пожалуй, ничего не останется, как прервать маршрут и пересесть в "труповозку". Это мы, взрослые, можем сознательно решить, что "нам оно надо" и терпеть до конца. А ребёнка так не заставишь. Да и незачем. Не в радость будет ему такой поход. А потом (ну, вот всегда так) я вдруг подумал: блин, мы же христиане... После этого следующие пять минут пути продолжались под завывание ветра, шум дождя, хныкание Медведя и молитву о хорошей погоде. А потом дождь перестал, небо разволокло и выглянуло солнышко. Конечно, христианство - это вовсе не религия "о хорошей погоде". Но и такие мелочи, тем не менее, Бог для нас делает тоже :). Мишка перестал хныкать, повеселел и изъявил желание двигаться дальше. Встречный ветер тоже заметно ослабел. Потом закончился асфальт и мы продолжили наше плавное восхождение на Верх-Кукую. Ветер с дождём периодически возникали вновь - но уже не в таком масштабе. Да и мы уже настроились, что да, будет нелегко. Всё же проснувшись это осознать и принять гораздо легче, чем утром, спросонья, вот так вот в дождь...

Угол подъёма понемногу увеличивался, и через какое-то время, как и накануне, мы решили подниматься пешком. Я предложил Мишке прогуляться пешком (всё же мерзнуть неподвижно на ветру не очень приятно. Лучше двигаться и греться). Он на удивление легко согласился, и мы оба спешились. Потом снова был дождь с небольшим градом. Потом был дорожный знак о том, что дальше начинается главный "взлёт" перевала, и что до вершины осталось 3 километра (ох уж эти дорожники! Вечно брешут! Не 3, а всего 2600, уж gps то врать не станет!) Мы медленно миновали этот знак и поднимались дальше, всё выше и выше. Ближе к вершине нас сперва стали догонять пара наших газелей сопровождения - однако как только они появились в пределах видимости, у одной в движке что-то громко стрельнуло и она встала. В общем - так они нас и не догнали! Потом снова пошёл град. Крупный, белый. Я удовлетворённо смотрел на каску на голове сына - она как будто специально была создана для этого града! А мы всё шли и шли вверх и вверх. Мишка больше не мёрз и не плакал, он периодически убегал вперёд метров на 50 - и потом, когда я его настигал, спрашивал: "далеко ещё до вершины"? Я говорил - ну, вот видишь - как мы перестанем подниматься в гору, так это, значит, и есть вершина. На Верх-Кукуе седловина ярко выражена - дорога в неё приходит по прямой, без серпантинов. Поэтому видно её заранее, и мы довольно скоро уже видели глазами, сколько именно осталось карабкаться.
Вскарабкались!

Наверху тоже дул ветер, встречный. Мы постояли там совсем недолго, только чтобы перевести дух. А потом уселись на тандем и двинули вниз, подальше от этого холода. Всё же почти километровый перепад высоты даёт весьма сильный перепад температур, и поэтому отдыхать лучше где-нибудь внизу, где потеплее. Спускались с перевала быстро и стремительно. Широкие и зубастые Nobby Nic на колёсах отлично накатывают и держат дорогу в любую погоду! Я только периодически притормаживал, чтобы держать скорость под контролем. Так и ехали - пол-минуты летим, потом 5 секунд тормозим. Потом снова разгоняемся - и снова тормозим. После 3 километров обратного "взлёта" увидели стоянку велосипедистов, защищённую от ветра складками местности. Там и решили пообедать - вместе с Виталом и Анюткой. В этот раз в ход пошла одноразовая лапша в пакетиках и чай, как обычно со сгущёнкой. Замечательно пообедали и отдохнули! Дальше спуск был уже не таким крутым, но всё же позволял легко и непринуждённо ехать "с ветерком". Утренний дождь окончательно ушёл в небытие, и дальнейшая дорога была совершенно сухой и даже немного солнечной. Впереди нас ждала Ильинка и обещанный "непроходимый спец. участок". В Ильинке нам останавливаться было незачем (вода есть, а остальной провизии и так хватает), поэтому мы сразу выехали из деревни и поехали по дороге вдоль реки. Я периодически окликивал Мишку, чтобы он не уснул, как вчера. Он, однако, бодрым голосом меня заверял, что спать не собирается и напевал песенки, звучащие у него в плейере: "голубой вагон бежит, качается..." Оп-па, как хорошо подходит! Ну-ка, тут мы пару слов поменяем! "Наш тандем вперёд летит, качается. С перевалов набирает ход. Вот очередной подъём кончается..." эээ... Немно-го не-детски, но зато отражает суть. Пусть так и будет: "Сцука! Он тянулся целый год!". Так А дальше что? Пока я перевирал успенского мы успешно миновали пару-тройку километров. А дальше же у нас брод! Во! Точно! И менять почти ничего не надо! "Скатертью, скатертью дальний путь стелется и упирается прям в холодный брод!" Во, как! "Каждому, каждому в лучшее верится, и собирается в Первомай народ". Покатит, короче :) Ура!.

Тем временем мы как раз подкатывали к спуску на грунтовку, где потом должен был случиться тот самый "грязный брод". К счастью то, что дождь миновал эти места, нам очень помогло! Возможно, для Первомая такая дорога и является какой-то необычной, но для наших рядовых покатушек вроде "Обской кругосветки" - она вполне обычная - деревенская грунтовка. Да, она хороша, когда не залита дождём. И ехать по ней гораздо мягче, чем по щебёнке. Мы довольно шустро миновали оставшиеся пару километров до переправы. И тут - о счастье! Основное русло миновали по ледяному мостику. А на небольшом рукаве остальные первомайцы уже выложили гряду из камней, по которой можно было легко перебраться, не разуваясь и не замочив ног. В общем - как-то незаметно мы оказались уже по другую сторону. А там осталось ещё чуть-чуть подкрутить - и вот он, Туорак, где снова продолжается наша щебёнка. Остановились у магазина; наши гостеприимные якуты тут же заткнули нам рты: мне трёхлитровой банкой персикового сока, а Мишке - порцией мороженого. Поэтому, несмотря на встречу, мы были немногословны... Судя по карте нам осталось проехать ещё с десяток километров до стоянки. Мы бодренько двинули к краю деревни и... о, блин, что это? Сразу за деревней дорога уходила крутым подъёмом. На него пришлось спешиться, потому что уклон почти сразу стал запредельным. Так догнали дядю Юру, баяниста. Он тоже не крутил в такую гору. А у подрожия обнаружили обессилевшую Машу (Litlmouse), которую как-то пытался поддержать Пётр. В общем видно было, что все к концу дня устали и хотят скорее на стоянку. И Мишка, словно услышав эти мысли, стал тут же их озвучивать. Тем временем этот перевальчик мы миновали (оказывается, это был тот самый "сюрприз", который, по словам Киллера, нас ждал в конце второго дня), и начался спуск. Мишка вдруг резко сморился и стал снова засыпать. Пришлось громко его отвлекать и ускориться, чтобы приехать как можно скорее. Это оказалось несложно, с горочки то! Вираж вправо, вираж влево - оп-па! Стоянка! Ура!

Дальше по уже привычной схеме - я быстро ставлю палатку, а Мишка обустраивает внутри пенки и спальники. Второй ходовой день закончен. Остался культурный вечер на природе; последний в этом пробеге.
Пока Витал разводил тесто, грел сковородку и жарил очередную порцию блинов, я навестил палатку якутов, ради которых по предварительной договорённости взял порцию заварки старого "пу-эр"а. Вскипятили воду, сварили чай, и... как-то он не очень в походе. Всё же у китайского чая есть особые тона и ароматы, которые лучше ощущать в домашней обстановке. А на природе, особенно под резким запахом дыма костра, от всего китайского чуда не остаётся ничего, кроме тёмной водички со странным вкусом... Тем временем и ужин подоспел. На этот раз это был... борщ! Самый настоящий, наваристый и вкусный! Вау! Мишка с удовольствием съел тарелку, а я - целых две! Чем дальше вперёд, тем больше возникают всё те, уже озвученные мысли про "электричество, газ, телефон, водопровод". По крайней мере блины и борщ для ужина велопохода - это уже нечто выдающееся по сравнению с какой-нибудь банальной "гречкой с тушёнкой"!
На улице стемнело. Но в этот раз было пасмурно и нехолодно. Люди понемногу собирались в кучки и беседовали; кто-то уже расходился по палаткам на отдых. Наконец, было объявлено и об ещё одном сюрпризе юбилейного Первомая - праздничном салюте. Нам повезло: наша палатка как раз открывалась на место "обстрела", так что нам даже не пришлось выходить наружу. Вспомнился почему-то Новый Год с его ежеминутными "бабахами", но здесь всё закончилось гораздо быстрее. Как отгремел последний залп мы стали укладываться на ночь. Что-то подсказывало, что эта ночь будет тёплой, и потому возиться со стёгиванием спальников не придётся. Так оно и оказалось! Где-то в два часа по палатке забарабанили капли дождя. Он так и шёл всю ночь - то усиливаясь, то ослабевая, и готовя нам незабываемую дорогу на последний день велопробега.

Утро тоже было дождливым. Правда, на поверку оказалось, что дождь гораздо громче бьёт по палатке, чем на самом деле мочит. Снова сыграли подъём, снова мы не спеша встали, собрались и вышли из палатки в аккурат к завтраку. На этот раз была... гречка с тушёнкой :). Но вкусная! Мишка сформулировал это как: "Ух ты, какая вкусная каша! Жалко только, что без котлеты...". Я с дуру посмотрел на остальных вкушающих и набузырил себе кетчупа и майонеза. Оказалось - сильно зря, поскольку организм потом так и работал над усиленным перевариванием этой ударной дозы жира, вместо того, чтобы отдать силы на вращение педалей. За ночь под дождём рюкзак чуть потяжелел, хотя все основные вещи у нас были дополнительно в полиэтиленовых мешках. Пока Мишка расправлялся с кашей я собрал мокрую палатку и прочие вещи обратно в рюкзак. Время до старта пролетело как-то совсем незаметро, и очень скоро под тёплым моросящим дождём был объявлен старт последнего дня.
Мы выбрались на трассу. Мда... дождик тут хорошо поработал этой ночью. Дорога была покрыта слоем жидкой глины, по которой почему-то совершенно не ехалось! Я с удивлением попробовал покрутить километр-другой - но сил не было. Так мы понемногу и плелись до ближайшей развилки. Вот он, майонез в каше! На развилке передохнули и поплелись дальше. И тут... спуск... Оп-па! То есть это не сил не было, а просто был такой затяжной подъём-перевал от самой стоянки. Чудеса! Я обозначил на gps деревню, после которой нас ждал главный и последний на сегодня перевал - Баранчинский. Перед перевалом нам нужно было как следует запастись водой, потому что вчерашние запасы подходили к концу, а пить хотелось. От стоянки мы отъехали уже около тридцати километров, время близилось к полудню и Мишка начинал спрашивать про обед. На улице по-прежнему лил дождик, и всё вокруг было по-прежнему покрыто унылым слоем коричневой дорожной глины. На сегодня перевал был не посередине пробега, а ближе к концу, так что после перевала до финиша оставалось всего порядка 25 километров. Поэтому я думал устроить пикник как можно дальше, а может и вообще его избежать и пообедать уже на месте. Вот только нужно заехать в Никольское и попытаться набрать воды... Так километр за километром мы бороздили эту жёлтую слякоть, и треугольничек на gps понемногу смещался по маршруту в сторону точки с подписью "Никольское". Ещё километр, и ещё... А вот и сама деревня. Как обычно, дорога проходит чуть в стороне. Мы проехали первую половину и переехали на другую сторону, как заметили группу велосипедистов и аборигена у колодца, который всех приглашал набрать воды. Как здорово! Дядька, однако, был, похоже, не очень здоров. Вид у него был помятый, а дыхание тяжёлое и очень проспиртованное. Он от всей души накачал воды первым велосипедистам и был готов накачать всем остальным - но только вот известие о том, что этих "остальных" - почти 400 человек, видимо, немного выбило его из колеи... Тем не менее он мужественно держался и продолжал всё дальше и дальше ворочать колодезным рычагом. Мы полностью заправились водой и двинули дальше. По словам аборигена (да и по gps тоже) - оставалось около 8 километров подъёма, а потом оставшиеся полтора-два километра - взлёт перевала. Это хорошо, я предпочту короткий и крутой взлёт более пологому и затянутому! Через километр-полтора мы нагнали Витала. Он с Анюткой грузился в "труповозку": во время последнего спуска тормоза его тандема окончательно протёрли изношенный обод, и колесо вышло из строя. Починить такую неисправность "в поле" конечно можно, но лучше не рисковать, особенно когда едешь с ребёнком. Дальше мы поехали одни. Как и обещал абориген, за полтора километра дорога резко пошла вверх и начался "взлёт" перевала. Мы спешились и пошли пешком - благо, идти было недалеко. Полчаса усилий - и вот мы уже наверху. Здесь тоже идёт дождь (вроде как даже со снегом), а в спину дует ветер. Несильный, но и далеко не тёплый. Тут Мишка во что бы то ни стало захотел обедать. Мы оккупировали беседку на вершине - и я поставил чайник воды. Горелка на ветру грела плохо - пламя всё время отдувало в сторону. Тем не менее, где-то через полчаса чайник закипел - и дальше Мишка понемногу уничтожал последний пакет лапши, а я - чай со сгущёнкой. Наконец раздалось долгожданное "Всё! Я больше не буду! Я наелся!". После этого чайник и горелка быстро переместились обратно в рюкзак, мы заняли свои места и двинули - вниз-вниз-вниз! Судя по карте и высотному профилю - нам теперь не придётся крутить педали до самого финиша! Правда, мчаться приходилось далеко не по асфальту, а по этой мерзкой жидкой глине. И всё вокруг было в глине, и мы сами уляпались этой глиной... А тут ещё и снова тот же "закон Архимеда": Мишка начал явно "тормозить" и засыпать. Пришлось громко разговаривать с ним про всякое; объяснять, сколько нам осталось ехать до асфальта; считать вместе километры вперёд, от одного до десяти - а потом назад, "сколько осталось". Мишка отвечал, но всё равно вяло. Я увеличил скорость, чтобы поскорее разделаться с этим маршрутом. В результате 17 километров грунта с вершины перевала мы пролетели как-то очень быстро и незаметно. За полчаса, а может и меньше. А потом начался асфальт, выглянуло солнышко и прекратился дождик. И Мишка, увидав расцвётшие вокруг краски, тоже перестал засыпать. Ура! Выкатились! На берегу люди отмывали велосипеды и себя от дорожной грязи. А я подумал, что мы уже не успеем. Быстро въехали в окрестности Алтайского, быстро продвинулись по улицам... Осталось выехать на конечную точку, но вот её как раз в навигаторе не было. Не беда! Задаём точку старта - и вот уже имеем маршрут. Правда, какой-то странный - не по основной дороге, как мы стартовали, а по второстепенным деревенским улочкам. Зато - краткий и прямой! Ещё километр, и ещё... И вот она, площадь. "Алтайское кольцо" мы успешно намотали на колесо!

Потом были скорые хлопоты по упаковке рюкзака в багажник автобуса и тандема в грузовик (нам снова не пришлось его разбирать, поскольку потом предстояло завезти котелки на работу).

Потом немного погуляли по площади, купили мороженое, съели, пообщались и попрощались с другими городами.
И снова автобус с его остановками в Бийске и Тальменке. В академе мы оказались в 2 часа ночи, одними из первых. Сразу же подъехал и грузовик с нашим тандемом. Пока выгружали остальные велосипеды, мы уже съехали вниз и разбудили сторожа в нашем "лютеранском центре". Потом выгрузили котелки; немного погрелись, снова оседлали тандем - и через 20 минут "последнего рывка" по бердскому шоссе мы были уже дома.

Так и закончился для нас этот юбилейный, 10-й глобально, 4-й для меня лично, 1-й для Мишки велопробег!
P.S. Да, на всякий случай - краткое официальное описание маршрута с сайта Первомая (velo-pervomay.narod.ru)
Маршрут: Алтайское - пер.Комарский (875 м) - Верх-Кукуя - пер.Верх-Кукуя (1235 м) - Ильинка - Тоурак - Куяча - Куяган - пер.Баранчинский (788 м) - Алтайское.
Протяженность 191,0 км, набор высоты 2200 м, рельеф - горный.

велопробег, тандем, Первомай, ведосипед

Previous post
Up