Очень своевременно. Но лучше поздно, чем никогда.
Охарактеризовать год одним словом очень сложно - он был разным. И вместил в себя довольно много всего, про что не мешало бы написать отдельно (может быть я даже справлюсь с этим). А если по пунктам раскладывать, то получится вот что.
Работа №1 (Нархоз).
Работа в Нархозе в этом году занимала куда большую часть моей жизни, чем обычно (как это ни печально признавать), собственно, потому, что этой самой работы было много. Причем, всякой. Надо было вести пары, набирать студентов на профили (т.е. уговаривать всех выбрать специализацию статистика и объяснять преимущества этого выбора), организовывать и помогать организовывать мероприятия, помогать в грантовых и всяких других проектах. В рамках популяризации кафедры завели с КА инстаграм кафедры и группу в вк. В общем, работа на кафедре статистики есть всегда, и, к тому же, совершенно разная - от научной до чуть ли не редакторской и дизайнерской. Если говорить о студентах, то прошлый учебный год меня радовал куда больше нынешнего, в силу того, что дети были посильнее и просто по-человечески лучше, с ними было весело, хотелось искать интересный материал, чтобы потом рассказать на лекциях или семинарах, и они хотели чему-то научиться, пусть не все, но большая часть. В этом же году таких единицы. Основная масса приходит просто потусить, учеба им совершенно не интересна, а если даже они и пытаются, то им очень тяжело, потому что все давно запущено, да и просто они какие-то неживые. Правда, по ощущениям, они все равно неплохо ко мне относятся. Некоторые даже сетуют, как я их, таких глупых терплю вообще. Еще один новый опыт - руководство дипломником. Опыт интересный, местами даже познавательный - как выяснилось, даже самые неплохие студенты не всегда умеют гуглить и искать нужную информацию, хотя казалось бы. Жаль только, что в этом году опыт повторить не удастся, ибо теперь старшие преподаватели руководить дипломной работой не могут. Был еще июнь, когда мы буквально жили на кафедре - приходили каждый день, в том числе и по субботам, и воскресеньям, покупали черешню, салаты и бургеры, ходили босиком по кафедре, потому что стояла страшная жара, а все ради стратегии социально-экономического развития Мирнинского района. Но тем не менее, с работой сложно. И дело даже не в студентах (хотя и в них тоже, тяжело работать без отдачи), а больше в том, что кафедра статистики встроена в систему управления нархоза, в которой градус абсурда нарастает с каждым днем, несмотря на грядущую аккредитацию. В том числе и из-за этого, приходилось работать больше обычного - количество бумажек, которые заставляют делать разные отделы и управления нашего универа, растет в геометрической прогрессии. Да и вообще по ощущениям я достигла определенного потолка в этом вузе. С одной стороны, есть еще куча всего, чего я не знаю (в экономике и статистике) и в чем можно разбираться и разбираться, с другой - только преподавать на уровне нархоза стало не слишком интересно. Интерес сместился куда-то в сторону науки, но вести пары и заниматься наукой одновременно довольно сложно. Изворачиваюсь как могу, но времени не хватает.
Работа №2 (Вершина).
В Вершине ничего особенно не меняется, разве что в прошлом году мне доверили целых две группы. Работать проще и часто даже интереснее, чем в нархозе (что удивительно, потому как рассказываю я там довольно простые вещи, ничего особенного). Однако свои тонкости и особенности тоже есть. Что меня удивляет из года в год - это то, что в последний год перед одним из самых важных экзаменов, все-таки как ни крутись в нынешней системе образования ЕГЭ - самый важный экзамен в жизни школьника, да и студента тоже, так вот дети перед этим самым экзаменом не только не выкладываются, а зачастую даже просто не стараются. Родители отдают солидную сумму за их обучение в вершине, а им - плевать, не делают даже того минимума, который я от них требую. В чем смысл просто отсиживать занятия за кучу денег я не совсем понимаю. Плюс еще одна громадная проблема, характерная для большинства, - отсутствие памяти. Если не делали домашку, то через неделю - чистый лист. Прихожу к мысли, что видимо нужно все время устраивать маленькие проверочные, может так начнут готовиться и что-то запоминать. Но в любом случае, школьники как-то отзывчивее студентов, отдачи от них гораздо больше. Ну и ЕГЭ мои группы сдали неплохо. Повторить бы такой результат в этом году.
Если говорить про работу в принципе, то меня раздирают противоречия. С одной стороны, работы много, настолько много, что я не успеваю жить: все мои отступы от графика дом-нархоз-вершина-дом чреваты либо недосыпом, либо угрызениями совести на тему потраченного времени на отдых вместо того, чтобы писать диссертацию. С другой, мне нравится моя работа, действительно нравится. И одна, и другая. И отказываться от нее не хочется. Поэтому на данном этапе я в каком-то подвешенном состоянии - вроде надо что-то делать со своей жизнью, но что именно - непонятно.
Поездки.
Из знаковых поездок в этом году была Москва в апреле и трип У-Ка-Новосибирск-Москва-Калуга-Питер летом. Про них надо бы написать отдельно, но попробую кратенько. Апрельская Москва - это поездка на собрание российской ассоциации статистиков, идеальное мероприятие, ибо участвовали мы там в качестве зрителей, доклады были в большинстве своем интересные, плюс само собрание продолжалось в течение одного дня, а приехали мы туда на три. И эти три дня разговоров, стеба, прогулок по Москве, да и просто отдыха от работы были волшебными. В первый же день осознала, что Москва действительно златоглавая - на каждом шагу церкви, храмы, соборы. Высотка на Котельнической набережной, здание МИДа и здание Государственной Думы поразили до глубины души. И даже несмотря на отвратительную погоду (было очень холодно и мокро), Москва мне понравилась.
И конечно же летняя Москва понравилась мне не меньше) Если маму раздражала эклектика, а точнее какой-то хаос в виде смешения эпох и стилей на каждом шагу, то меня это наоборот радовало, придавало определенный шарм городу. Хотелось бродить без всякой цели по городу, заглядывать во дворы и подворотни, но на это совершенно не было времени, тем более что дней в Москве было всего четыре, а планов - вагон. В итоге, все впечатления остались картинками в голове. Парень на станции метро «Аэропорт» читал книжку «Аэропорт», мы сидели на какой-то скамейке в одном из дворов Последнего переулка, гуляли по Чистым Прудам и искали застенчивые ивы (так и не нашли, то ли там перестроили уже все со времен Талькова, то ли это художественное преувеличение), сидели около Большого театра, смотрели как снимают то ли рекламу, то ли кино под музыку из Ла-Ла Ленда, Космопарк и ВДНХ, после которых можно начать бредить космосом и небом, Первопетровский монастырь, в котором, казалось, каждый камень дышит историей, Кутузовский проспект, впечатливший своими масштабами, сабля Наполеона в историческом музее с такой историей, что хочется написать про нее книгу, встреча с Анютой и Фэйтом, Третьяковка, снова здание МИДа и прогулка по набережным. Потом Калуга, там один день ушел на то, чтобы прийти в себя после четырех дней непрерывных прогулок, а один - на музей космонавтики и дом Циолковского.
Про Питер надо писать отдельно, огромный пост с картинками. Если кратко, Питер - удивительный город, который стоит того, чтобы в него приезжать еще и еще.
Фотография.
С фотографией в этом году было туго. Немного фотала в Москве весной и летом. В Питере таскала с собой фотоаппарат, но фотала в основном на телефон. Осенью пришлось вспоминать навыки репортажной фотографии - Гэри просила пофотать неделю мастерклассов в КПМГ и надо было фотографировать форум, который организовывал нархоз, а точнее Глинский и Ко. Надо сказать, что именно этот вид съемки мне нравится больше всего - ловить момент, когда люди не позируют, а занимаются своими делами.