Вот уж повезло, так повезло. Позвали съездить посмотреть на свадьбу. Люди пришли, приехали на велосипедах, дала-дала или такси из многих деревень и из города. Мы подъехали часам к 9 утра. Как оказалось, по традиции, молодожены показались миру только утром, довольно коротким явлением, а дальше - народ гулял без их участия.
За шесть часов, что я надеялась увидеть счастливую молодую пару, успела посмотреть как протекает свадьба на Занзибаре, хотя бы и без новоиспеченных мужа и жены. Как мне объяснили, у молодых в течение дня другие дела. Во-первых, жену почти весь день разукрашивали хной, украшали, но только для мужа, а не для публики. Во-вторых, обсуждали и деловые вопросы.
А между тем, мы застали самое начала свадебных гуляний. Вместе с утренней жарой, начиналась готовка. Женщины из семьи, а семьи тут огромные - по 200 человек и больше, в огромных кастрюлях варили рис. Вообще, про то, как здесь готовят - обязательно расскажу позже. Все это сопровождалось шумной беседой, криками, весельем. А потом внезапно стало очень тихо. Рис медленно доходил до готовности в чанах, козы, курицы отправились на разведку по деревне, петухи важно прочищали горло. Ну а главные активисты уже сидели в тенечке и продолжали беседу уже тихой, еле слышной речью. Удивительно просто, но здесь говорить могу без перерыва часов 5 подряд, причем с эмоциональным надрывом и всей страстью экваториально темперамента.
А где же мужчины? Они все это время обсуждали свои мужские дела весьма отдаленно, что благоразумно по отношению к темпераменту их женщин, делились сигаретами и историями, созерцали. Кто-то и горячительные напитки пробовал, но это единицы, все-таки в большинстве своем, тут соблюдают мусульманские традиции. Впрочем, помимо встреч с дальними родственниками и знакомыми, мужское времяпрепровождение казалось весьма обыкновенным, за исключением праздничной белой одежды, подготовленной для молитвы.
А что же я, мзунгу, делала в это время. Вначале пришлось нелегко, все-таки я туда попала, приглашенная поспешно и неожиданно, чувствовалось, что люди не очень-то рады даже и приглашенной мзунгу. Но через некоторое время, местные дамы, уже успевшие перевести дух после насыщенного работой утра и жары, стали более терпимыми, начали учить меня произносить слова на местном наречии - kimakunduchi (ничего не запомнила, но повторяла исправно). Потом сделали свое дело конфеты детям, платок как подарок на свадьбу. Да и близилось время обеда, люди добрели, расслаблялись, чаще улыбались и смеялись шуткам, которые всего часом ранее могли вызвать скандал в виде небольшого ядерного взрыва. Все готовились к одной из самых приятных частей любого праздника - трапезе.
В целом, никаких совместных застолий нет. Все лакомые места в тенечке были заняты небольшими группами занзибарских красавиц всех возрастов, быстро были разнесены огромные блюда с острым рисом и кислым рисом с овощами. Я уселась с добродушными бабушками, которые следили, чтобы я (не испортила свою личную жизнь) вовремя пополняла в своей руке порцию риса и не прерывалась от еды слишком надолго. Рис тут едят руками, как и во многих странах. На десерт всем разнесли сок из бамбука и еще каких-то фруктов.
И снова резкая смена событий. Зазвенели, заскрипели кастрюли. Гости на свадьбе в Занзибаре не отлынивали от мытья посуды. Поели и сразу всем миром вымыли огромные чаны. И снова наступило время отдыхать. Теперь уже надолго.
Тем временем на площадке перед раскидистым старинным деревом мужчины, и жених в их числе, читали молитвы, наставления на хорошую семейную жизнь. Это длилось совсем недолго, а потом и ручеек белоснежных занзибарцев устремляется к еде.
Вечером - концерт на местной танцплощадке, песни, танцы. Основные участники, дети. Да и еще несколько задорных матрон. Девушки общались с парнями под внимательным надзором мам, гости из деревень, прибывшие на дала-дала пытались уехать домой. Вот и мы прождали три часа дала-дала на местной остановке - то есть под деревом. Мы наконец-то уселись в нужную дала-дала - я на пол и частично на чей-то таз с яйцами, а мой попутчик - висел снаружи, как и большинство мужчин. Люди в Макундучи собирались же гулять еще несколько дней.
Makunduchi, Zanzibar 2016