С берегов Тетерева плавно перемещаемся на берега другой реки - Хоморы, притока Случи. Здесь нас ждёт городок с более чем тысячелетней историей - Полонне (Полонное). Этот топоним, кстати, не имеет отношения к "полону", который "плен". Название городу дало не дошедшее до наших времён слово "полонь" (а вот однокоренные "поляна" и "полонина" вполне сохранились). В Полонном довольно немало исторических памятников, включая остатки оборонительных валов XII века. Но сейчас нас интересуют следы гораздо более поздней эпохи: в конце XVI века волынский воевода князь Януш Острожский основал тут католический костёл ордена иезуитов.
Строительство затянулось на долгих 14 лет (по другим источникам - вообще на 24). Сперва на берегу реки пришлось насыпать высокий холм, дать земле отстояться... Да и известковый раствор на яичном белке готовится небыстро, по крайней мере известная мне технология предполагает 3-4 года выдержки перед использованием. Так или иначе, а в 1607 году костёл был достроен.
Однако всего десятилетие костёл простоял в первозданном виде. Пришли с войной татары, за ними явились тоже отнюдь не с миром турки. Костёл был разграблен и сожжён, и лишь тремя десятками лет позже другой воевода, князь Любомирский, занялся его восстановлением. Отреставрированный храм посвятили святой Анне, покровительнице княжеского рода.
Вновь открыли костёл в 1649 году... А в 1651 пришли козаки Богдана Хмельницкого и навели порядок, как умели. Как писал Гоголь:
"А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых. "Ничего не жалейте!" -- повторял только Тарас. Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя."
В общем, доживи сей персонаж до нынешних времён - впереди всех бы бежал грабить "Метро" в Донецке.
После этого костёл простоял разрушенным вдвое дольше, чем в первый раз, и вновь отстроен был лишь в 1716 году. После чего наступил сравнительно мирный период в его истории. Разве что орден иезуитов распустили.
В 1933 году, впрочем, костёл опять-таки прикрыли. Разрушать на этот раз не стали, разместили тут то ли сперва конюшню, потом отдел НКВД, то ли просто конюшню НКВД, я так и не понял. Смешались в кучу кони, люди...
В 1942 году костёл опять открыли для служб, после войны преобразовали в православный храм, а в 1984 году передали франсисканцам. Сейчас там служат представители как минимум трёх католических орденов, установлен орган.
Вот только на орган и вообще на внутреннее убранство костёла посмотретьтак и не удалось. Заперт он оказался, хоть и в субботу дело было. Прогулялись по территории, полюбовались на разлившуюся Хомору - и тем и ограничились.