Originally posted by
brueggen at
Что делать врачу в чрезвычайной ситуации Эту статью я писала почти год назад по редакционному заданию. Однако редакция мой опус зарубила и, чтобы труд не пропал совсем уж напрасно, я выложу ее здесь. Может быть, кому-нибудь что-то будет интересно. Тем более что актуальность темы неприятно повысилась.
И в России, и в мире существует тенденция к увеличению количества чрезвычайных ситуаций . Стихийные бедствия, техногенные катастрофы, вооруженные конфликты создают массовый поток пострадавших, с которым система здравоохранения справляется с трудом, и с 80-х годов ХХ века в развитых странах начинают создаваться службы быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации.
В США существует с 1979 г. Федеральное агентство по управлению страной в чрезвычайных условиях (Federal Emergency Management Agency - FEMA). Интересно, что FEMA не имеет собственной госпитальной базы, и медицинская помощь пострадавшим в ЧС осуществляется в гражданских лечебных учреждениях. Есть также специальная медицинская система для оказания помощи пострадавшим при национальных бедствиях (National Disaster Medical System - NDMS), вступающая в действие во всех случаях, когда ресурсов местных лечебных учреждений недостаточно для оказания помощи всем пострадавшим.
Специалисты считают чрезвычайно эффективной систему скорой медицинской помощи SAMU, созданную во Франции еще в 1956 г. Она функционирует по региональному принципу, на 97 пунктах дежурят врачи и средний медперсонал, обученные для оказания неотложной помощи на месте происшествия и во время транспортировки пострадавших в госпиталь. Система укомплектована специалистами, постоянно работающими в других учреждениях (медицинских и учебно-медицинских, пожарных, полицейских, транспортных и т. д.) и прошедшими специальную подготовку.
Система скорой помощи при ЧС в ФРГ объединяет аналогичные элементы такой системы в США и Франции.
В России служба медицины катастроф существует с 1994 года как структурное подразделение МЧС. Врачи службы проходят специальную подготовку для работы в условиях чрезвычайной ситуации.
Но в очаге катастрофы может оказаться врач общего профиля или имеющий какую угодно узкую специализацию. Конечно, во всех ЛПУ существуют региональные и детально разработанные для конкретного стационара или поликлиники инструкции и приказы, до малейших подробностей регламентирующие действия каждого сотрудника в чрезвычайной ситуации с учетом структуры и особенностей учреждения. Предполагается, что персонал должен быть с ними знаком. Однако могу поспорить, что их содержание хорошо известно только их авторам. Впрочем, необходимости учить эту тоскливую и занудную документацию наизусть, наверное, и нет. Гораздо важнее представлять себе общие принципы оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и свою роль, если доведется участвовать.
Кроме того, попытаюсь акцентировать внимание на важных моментах, о которых в инструкциях писать не принято.
Чтобы понять, сможете ли вы правильно организовать работу медицинского учреждения в условиях ЧC, не глядя в инструкцию, предлагаю решить такую ситуационную задачу.
Вы оказались в маленькой больнице какого-нибудь отдаленного населенного пункта, в вашем распоряжении две сестры. До ближайшего крупного города 200 километров. К вам поступает одномоментно 100 пострадавших в произошедшей поблизости железнодорожной катастрофе.
Среди пострадавших:
- 20 тяжелораненных, которые погибнут, если не оказать им помощь немедленно. При этом часть из них погибнет в любом случае, какая бы помощь ни была оказана;
- 50 человек с ранениями средней тяжести, непосредственной угрозы их жизни нет, но без оказания помощи их состояние будет ухудшаться;
- 30 легкораненных, которые физически в состоянии помочь себе и другим, но психологически многие из них на это неспособны;
Кроме того, доставлены 100-200 человек практически здоровых, объективно не пострадавших, но многие из которых уверены в отбратном.
Помощь сможет прибыть только через 12 часов. До ближайшего крупного города 200 км, в вашем распоряжении есть грузовики, две машины СП и частный автотранспорт.
Каковы ваши действия в этой ситуации?
В каком порядке и каком объеме оказывать помощь?
Чтобы решить задачу правильно, вспомним, что принципы медицины катастроф отличаются от принципов гражданской медицины, состоящих в оказании помощи единичным пациентам. При чрезвычайных ситуациях всегда есть несоответствие количества пострадавших и тяжести имеющихся у них повреждений возможностям территориальной медицинской службы, и одновременное оказание адекватной медицинской помощи всем нуждающимся малореально. Из этого проистекает основная идея медицины катастроф - медицинская сортировка, позволяющая оказать медицинскую помощь в максимально короткие сроки максимальному количеству пострадавших, у которых есть шанс выжить.
Медицинская сортировка - самая сложная и квалифицированная работа врача в условиях очага чрезвычайной ситуации. Это система разделения пострадавших на группы в зависимости от тяжести их состояния. Принцип медицинской сортировки был внедрен великим русским хирургом Николаем Ивановичем Пироговым в военно-полевой хирургии, и нисколько не потерял актуальности и в наши дни, как при военных конфликтах, так и в мирное время при катастрофах любого характера с большим количеством пострадавших. Как писал Пирогов, “Если врач в этих случаях не предположит себе главной целью прежде действовать административно, а потом уже врачебно, то он совсем растеряется и ни голова его, ни руки не окажут помощи".
Основу сортировки составляют три основных сортировочных признака, сформированных еще Пироговым:
1. Опасность для окружающих (психиатрический статус, радиационное или химическое загрязнение, биологическая угроза). «Опасные» пострадавшие нуждаются в изоляции и/или санитарной обработке.
2. Лечебный (необходима экстренная помощь, или помощь может быть отсрочена, или помощь требуется только симптоматическая).
3. Эвакуационный (нуждается или нет в эвакуации, если да, каким способом).
Проводя сортировку, врач должен на основании клинической и экспертной оценки случая выбрать правильную тактику помощи каждому пострадавшему. Работать придется в обстановке паники и хаоса, и система сортировки должна быть четкой, простой и ясной, чтобы неуправляемая изначально ситуация превратилась в контролируемую.
Катастрофа с большим количеством пострадавших всегда имеет свои особенности:
• спектр повреждений будет большим и разнообразным - ранения, травмы, ожоги, краш-синдром, токсические поражения, утопления.
• среди пострадавших будут не только лица с соматическими повреждениями, но и люди с посттравматическими расстройствами, переживающие стресс, потерявшие близких, нуждающиеся в экстренной психологической и психиатрической помощи.
В процессе медицинской сортировки пострадавшие разделяются на 4 сортировочные группы, также предложенные еще Пироговым.
1. Находящиеся в терминальном состоянии, а также пострадавшие с повреждениями, несовместимыми с жизнью. Эвакуации они не подлежат.
2. Пострадавшие с поврежденяими и состояниями, представляющими угрозу для жизни. Нуждаются в немедленной коррекции прогрессирующих расстройств жизненно важных функций. Временно нетранспортабельны. Прогноз может быть благоприятным в случае адекватного оказания медицинской помощи. После проведения экстренных мероприятий эвакуируются в первую очередь медицинским транспортом.
3. Повреждения средней тяжести, не представляющие непосредственной угрозы жизни, с относительно благоприятным прогнозом. Помощь им оказывается во вторую очередь или может быть отсрочена до следующего этапа эвакуации. Эвакуируются медицинским транспортом.
4. Пострадавшие с повреждениями легкой степени, благоприятным для жизни прогнозом, нуждающиеся в амбулаторном лечении. Эвакуация самостоятельная или транспортом общего назначения.
Врач, осуществляющий сортировку, должен быстро оценить состояние пострадавшего, прогноз, и определить очередность и характер необходимой помощи.
И здесь врач, имеющий опыт работы только в гражданской медицине, неизбежно столкнется с определенными трудностями.
В данном случае «быстро» означает время, за которое в обычной ситуации врач с пациентом успевает только поздороваться. Рекомендуемое время работы с пораженным на этапе первичной сортировки составляет от 15 до 40 секунд.(2)
Кроме того, сортировка порождает этическую проблему, ранее незнакомую «гражданским» медикам: в обычной жизни одному тяжелому, а иногда и безнадежному больному, помощь оказывается в полном объеме в течение длительного времени, с привлечением всех доступных методов.
В случае катастрофы при ограниченности врачебных, лекарственных и прочих ресурсов они распределяются в пользу контингента, имеющего шансы на выживание, то есть второй и последующих сортировочных групп. Лица, определенные в первую сортировочную группу, получают только паллиативную помощь.
Кроме того, на врача, распределяющего пострадавших по группам сортировки, ложится огромная моральная ответственность. Если он в условиях дефицита времени ошибется, раненый будет скорее всего лишен шанса на выживание, даже если он у него объективно был.
Решение
Исходя из вышесказанного, попробуем решить нашу задачу. Каковы должны быть действия врача в описанной ситуации?
1. Самый ценный ресурс - это единственный врач, то есть вы. В первую очередь вы должны думать об обеспечении собственной безопасности и работоспособности до прибытия помощи. Поэтому, получив сигнал об ожидаемом массированном поступлении пострадавших, следует немедленно связаться с полицией, военными и любыми другими силовыми структурами, чтобы к моменту прибытия раненых вокруг больницы было вооруженное оцепление. Эта мера не только поможет бороться с паникой. Среди пострадавших обязательно найдутся те, кто не согласится с избранным вами порядком оказания помощи, и тогда без охраны будет сложно.
Если бы после пожара в пермском ночном клубе "Хромая лошадь" было сразу же организовано милицейское оцепление места происшествия, эвакуация из очага поражения прошла бы быстрее и эффективнее и, возможно, жертв было бы меньше. Но оцепления не было.
Оказавшиеся на месте происшествия и допущенные к пострадавшим обыватели сажали их в частные машины и развозили их на свое усмотрение по медицинским учреждениям, включая подстанцию скорой помощи, которая в принципе не приспособлена для проведения медицинских мероприятий. Они же возмущались, что две машины скорой помощи просто стоят на месте и "ничего не делают" (в то время как их бригады занимались медицинской сортировкой) и требовали транспортировать трупы, ни в какой медицинской помощи уже не нуждавшиеся.
Запас медикаментов и продуктов, которые могут понадобиться вам или сестрам, на пациентов тоже не следует расходовать ни в коем случае.
Сортировочную площадку обустраивайте исходя из собственного удобства, чтобы не тратить время на лишние перемещения, комфорт пострадавших в данном случае вторичен.
2. Организуете команду санитаров из здоровых лиц, если такие будут.
3. Приступаете к первичной сортировке , отделяя легкораненых, то есть 4 сортировочную группу. Проще всего это сделать, попросив всех, кто в состоянии, куда-нибудь пройти. Тех, чье состояние вызывает сомнения, несмотря на способность передвигаться, оставляете на месте.
Многие легкораненые таковыми себя считать не будут. Например, скальпированные раны, не представляя угрозы жизни, выглядят для обывателей страшно. Кто-то из легкораненых будет требовать оказания помощи себе в первую очередь. Чтобы не тратить время на объяснения и увещевания, отграничиваете команду легкораненых оцеплением, отправляете к ним на помощь пару здоровых с медикаментами, перевязочным материалом, водой, пищей и одеялами.
4. Среди оставшихся пострадавших выделяете явно терминальных и с помощью санитаров перемещаете их подальше от остальных. Помогать им будут психически адекватные лица из числа здоровых и родственников, которым выдаются анальгетики, горячий чай и прочее.
Учитывая, что в вашем распоряжении всего 2 медсестры, ни первой, ни четвертой сортировочной группам выделить медсестру не получится.
5. И далее, буквально пробегая мимо оставшихся на сортировочной площадке пострадавших, с помощью сестер занимаетесь такими экстренными манипуляциями, как остановка кровотечения, устранение асфиксии, наложение окклюзионных повязок на грудную клетку. Подолгу у одного пострадавшего не задерживаетесь, ваша цель - ликвидировать существующую угрозу жизни, а не вылечить полностью. Основное внимание уделяется пострадавшим в состоянии средней тяжести, по ходу действий продолжается сортировка с отделением контингента 1 и 4 групп.
Помните, что время чрезвычайно дорого. В современной медицине катастроф действует концепция «золотого часа», которая гласит, что если жизненно важные функции при тяжелой механической травме стабилизировать в течение 1-ого часа с момента получения травмы, шансы на выживание составляют 75-80 %, в течение 2-ого часа они снижаются до 30 %.
Несмотря на наличие неспециализированного транспорта (грузовиков или частных машин) эвакуация в такой ситуации не проводится. Она должна осуществляться по принципу «на себя», то есть транспортом из более крупного медучреждения с собственным сопровождением.
Конечно, приведенный пример достаточно гипотетический и утрированный, вероятность подобного стечения обстоятельств в жизни невелика. Но именно в такой крайней ситуации становится понятен основной приницип действий.
При написании помимо справочников по медицине катастроф я пользовалась материалами
блога
http://ivanstor.livejournal.com. Не знаю, кто этот автор, но в
вопросе он разбирается здорово.