Надо точить топор!

Nov 28, 2012 11:54


За всю жизнь я не написала ни одной книги, хотя пишу много, постоянно, мне нравится этот процесс. Есть некоторое количество законченных рассказов, миниатюр, сказок, зарисовок, эссе и даже стихов. А вот книги ни одной. Хотя, да, признаюсь, что хочется, причём давно. Уже несколько лет не оставляю попыток это исправить, но попытки таковыми и остаются.

Начинаю, и пишу, пишу, пишу. Одна глава, другая, третья, пятая, седьмая... И чем дальше продвигаюсь, тем писать сложнее. Перерывы ненаписания дольше, а ступоров больше. Но вдохновение есть, оно никуда не делось. Его просто пожирают несостыковки по ходу дела, которые надо увязывать. Эту линию повествования надо бы туда, а я её сюда провернула. Пять глав не тем ходом шла и к обрыву пришла. Дальше идти некуда. И что, поворачивать назад? Всё стирать и заново набирать? Или искать верёвочную лестницу для спуска вниз? Уничтожать уже сотворённое жалко, и я остаюсь лежать перед тем обрывом - ни живая и ни мёртвая как писатель. А где-то между. Книга начата и, оборвана в самом начале.

Но проходит время и новая идея гложет душу. Я снова сажусь писать что-то большое, объёмное с ещё большим запалом. Продвигаюсь чуть дальше, но снова тупик - вокруг пустыня, где все персонажи полегли от испарившейся влаги смысла жизни. Какое-то время лежу вместе с ними, продолжая писать маленькие рассказявочки, натаптывая метровые пятачки законченностей.

Почему так происходит? Почему маленькие рассказы мне даются, а большое не по зубам? А ларчик на самом деле открывается очень просто.  Помимо замысла нужен предварительный план, если хотите структура, скелет будущего произведения, который уже потом обрастает словесным мясом.

В малой прозе  есть выбор - можно это делать, а можно с наскока за раз-два всё наваять. В большой же этот этап лучше не пропускать. Не знаю, но возможно есть люди, которые пишут от и до, держа всю логику романа или повести в голове. Я с такими пока не встречалась.

Долгое время, была уверена на все сто, что моя интуицию всегда найдёт дорогу меж буковок и уже написанных строк, приведя к финалу. Этому способствовала, прочитанная несколько лет назад статья Хищной Птицы об интуитивном методе творчества  "Как не угробить писательский талант, или советы молодым". Она сравнивает конструкторский и интуитивные методы творчества. Цитирую:
[Цитата]
Конструкторский метод - почти всегда имеется план, в котором расписаны если не все повороты сюжета, то основные моменты и характеристики героев.

Интуитивный метод - мысль о написании плана посещает очень редко, если план и создается, то скоро становится бесполезен, работа над текстом может начаться с одной строки, абзаца или небольшой сцены.

Вот всё это меня и сбило с панталыку на долгие творческие годы. Да, вдохновение со мной осталось, и я по-прежнему пишу как хочу и что хочу без привязки к закорузлым литературным правилам и догмам. Не моё это дело определять жанр написанного, это работа критиков, которые эти правила по уже написанному другими и составляют. При этом добрые люди не раз советовали мне писать план, расписывать заранее ходы, сюжет, разные линии и персонажей ещё до начала, но я каждый раз отмахивалася. Я же, блин, пишу по интуиции, план меня будет стеснять, ограничит нежное и ранимое вдохновение и убъёт во мне творца, родив писчего ремесленника.

Но вот пришла я в Литературную студию Изюминка к Виктору Кротову. Сразу же прочла его наиполезнейшую книгу "Написать свою книгу" и моё сухое мнение по этой теме слегка поменялось. Но всё равно продолжала писать без чёткого плана. Скорее это были наброски и пометки, чтобы помнить о том и сём. Занятия в студии на протяжении почти двух лет в некоторое мере всё-таки продвинули меня как пишущего человека. Стала писать более обдуманно, но по прежнему интуитивно.

И вот только, благодаря текущему занятию Изюминки, я, наконец, пнулась в нужную сторону. Поняла не на словах, а на деле, как это - думать книгой. Нужна структура. нужен план. Это тоже самое как заточка топора. Надо точить топор, товарищи творцы. Надо!

Ну, и напоследок притча в тему, давно гуляющая по сети.
[Тактика]

Тактика

Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец. Их задача была такова: каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об окончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.

- Как это получилось? - спросил он норвежца. - Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

- На самом деле все очень просто, - прямо ответил норвежец. - Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

писательское

Previous post Next post
Up