Лето - горячая пора в буквальном и переносном смысле слова. Один день год кормит - это про моё сейчас. А в сутках то же количество часов, что и зимой. В ЖЖ не успеваю ни ленту читать, ни на комменты вовремя отвечать. Но лучше поздно ответить, чем вообще забыть об адресате. Ведь правда?
Чуть больше недели назад пришло очередное письмо с вопросом. На этот раз от Иры, на которое снова отвечу публично. Предыдущие ответы на вопросы
здесь.
хочется узнать..занимаешься ли ты в данное время какими-нибудь духовными практиками (медитация, перепросмотр, например), и какие использовала при переходе на сыроедение (и вообще до перехода тоже)
Сейчас я пришла к тому уровню духовной культуры, когда вся моя жизнь одна большая и непрерывная практика. Не считаю нужным что-то делать специально, то есть выделять к примеру медитации какое-то время в своей жизни. Да, было время, когда занималась той же медитацией целенаправленно. Некоторое время назад, ещё до сыроедения, мне был очень близок по духу дзен-буддизм. Практиковала дза-дзен вначале в
Московском центре Дзен. Потом в Московском храме корейского дзен-буддизма
ДАЛЬМА-СА, а также ввела себе практику домашнего сидения. Участвовала в ретиритах. В итоге простое сидение в безмолвии мне помогло решить ряд жизненных задач, которые до того казались невыполнимыми.
В самом начале всего этого ни о какой духовности даже не помышляла, не до того было. Тогда моя так называемая духовность блуждала в лабиринте кастанедчины. Но на всё воля случая. Однажды я оказалась в квартире у
arvi (он же Кэйдо Илья, он же Васильев Илья Владимирович), В тот день была по расписанию практика дза-дзен. Правило простое - кто не практикует, тот уходит из квартиры. Я не знала, что это такое, но осталась. Даже сама не знаю почему. Так и начались мои первые практики. Конечно сразу физиологически было сложно сидеть в полулотосе, ноги затекали до жуткой боли. Но я терпела, потому что чувствовала, что сейчас всё это для меня самое нужное и правильное - отставить мирскую суету на 30-50 минут и посидеть в молчании. Некого результата я конечно хотела быстро и сразу, Я сижу, а его всё нет и нет. Спрашивала у Арви, как решить насущные проблемы, как наладить отношения с людьми. Ожидала от него каких-то советов, практической помощи, наконец. Он даже не стал вдаваться в подробности, а ответил просто и лаконично:
- Практикуй дза-дзен.
- Но как это поможет в проблемах?
- Не знаю. Просто практикуй и сама всё увидишь.
Я ему верила и продолжала практиковать. Хоть и не регулярно это было, но даже такая малюсенькая практика принесла свои плоды. Почти не заметила, как "проблемы" рассосались сами собой. Я вышла в очередной раз на новый уровень восприятия.
После ретритов ввела для себя дни молчания. Это случалось не часто, а лишь по мере надобности. Близким заранее говорила, что завтра у меня день молчания и всё. Отсутствия жестов тоже к молчанию относится. Это практика взаимная получается, потому что не только я утихомириваю ум, но и близкие волей-неволей учатся взаимодействовать со мной без слов.
Потом я перешла на сыроедение. Первые месяцы была дичайшая эйфория как духовная, так и физическая. Тело и душа плясали и носились круговертью от счастья. Я чуть от гордыни тогда не лопнула. Но постепенно одумалась и счастье моё вкупе с любовью всеобъемлющей пришло в некую постоянную норму и уже не выплёскивалось из берегов, не обдавло никого ненароком. Оно и сейчас во мне, но если раньше это был прорвавшийся неровно кипящий фонтан брызг, то теперь это состояние могу сравнить с океаном. Мощи и глубины больше, а разбрызгивания впустую на потеху толпе меньше. Но и сейчас в моём океане бывают шторма и бури, в которых я закаляюсь волей, характером, душой, мыслями, разумом, телом - всем своим существом.
Единственная практика, которую сейчас признаю именно как духовную практику жизни - следовать путём своего сердца. Впервые во взрослом уже состоянии узнала от этом именно у Карлоса Кастанеды. Прочла все его книги. Некоторые не по одному разу. Зацепило, не то слово. Я жила этим! Но слава богу вовремя отделила зёрна от плевел. Есть у него ложные тропки и дороги, по которым сейчас многие его поклонники идут дружной толпой. Много дельного и действительно стоящего, что каждый это, так же как и ложное, определяет для себя сам. Путь воина мне очень близок по духу, но пока недостаточно сил следовать ему цельно, без тени упрёка.
Да, конечно мне знаком перепросмотр и занимаюсь им регулярно, каждый день. Но только методика у меня своя собственная, подходящая не всем наверное. Просто мне она по душе пришлась и практиковала её задолго до прочтения книг о Доне Хуане. Не знала только как это называется. То же самое и с осознанными сновидениями. Да, практикую их достаточно регулярно, даже наметился некий прогресс, если это можно так назвать. Но так же как и перепросмотр, не намерена это обсуждать виртуально. Чтобы рассказывать человеку о об этом, мне нужно смотреть ему в глаза, а не на буковки монитора. Да и практиками как таковыми я это не считаю, это часть моей жизни, это моя вечная практика.
Но это ещё не всё. Году примерно в 2007 (точно уже не помню) весной на день рождения Будды приняла прибежище в храме ДАЛЬМА-СА, то есть пять буддистских обетов и по сей день им следую. Даже более того, чем больше следую, тем больше понимаю их правильность и познаю всю их глубину. Когда их только принимала, уже следовала им, пусть даже и неумело. Иначе не стала бы себя ни в какие рамки загонять. Эти обеты, наоборот, стали для меня ступеньками к обретению свободы. Поначалу конечно трудно, нужно было себя во многом переделывать, но оно того стоит. Сейчас я о них уже не помню денно и нощно как раньше, они где-то в подкорке уже на уровне всей моей жизни встроены. Как самонастраивающаяся прошивка мозга для "духовности" или костылики на пути к человечности. Бывает, что в новой ситуации прошивка не срабатывает, и тогда я намеренно вспоминаю эти обеты, принимаю правильное решение, опираясь на них и таким образом ещё больше постигаю, насколько я несовершенна и как многому надо продолжать учиться.
При всём вышесказанном не считаю себя сейчас дзен-буддистом. И даже не потому, что давно забросила практики дза-дзен. Я в один прекрасный момент вдруг почувствовала, что как бы ни было хорошо это учение в общем и в частностях, моё сердце лежит в другой стороне. А я уже писала, что моя единственная практика, следовать за своим сердцем. Так вот оно не хочет бить поклоны разукрашенной статуе и сидеть намеренно в одной позе по расписанию. Оно не желает быть причисленным ни к одной конфессии, ни к одному учению, ни к какому авторитету, как бы ни было всё это полезно и хорошо в каком бы то ни было смысле. Моё сердце хочет свободы не только внутренней, но и внешней и видит её в другом - в вере Богу, в любви к Земле и Солнцу, в любви ко всем людям, а особенно к детям; в любви к природе и ко всем цветам на свете, в любви ко всем без исключения животным, в любви ко всем-всем-всем!.
Люблю любить - вот и вся моя практика:).