О соли на раны и беспамятстве

Apr 13, 2010 12:13

Так совпало, что недавно были две даты, связанных с памятью о жертвах.

День Катострофы в Израиле, связанный с поминовением жертв Холокоста и дни, посвященные памяти поляков, расстрелянных в апреле 1940-го в СССР. Последняя дата была омрачена катастрофой польского правительственного самолета.
По этим поводам сказано много. Разного. В интернете целая волна текстов "о нациях-инвалидах, смакующих свои прошлые беды". Банальные слова о том, что только память позволяет нам не вступить в ту же воду дважды и снова не оказаться в такой ситуации, произносить как-то... странно. Но, видимо, нужно. Надеюсь, что не бесполезно.

Хочется сказать две вещи. Первая случайно нашлась во френдленте и связана с реакцией людей, реально все это переживших, на пафосные госмероприятия по этому поводу. Процитирую, потому что в ней заключена большая жизненная мудрость.

...в день памяти погибшим в Катастрофе школа устроила встречу с теми, кто её пережил. Пришла в класс бабушка: палочка, дрожащие руки, выколотый номер, но смотрит ясно и даже как-то с интересом на нас поглядывает. Рассказала свою историю: городская семья, гетто, побег, польские деревни, лес, красная армия, лагерь для перемещённых лиц, блуждание по Европе, Израиль. Ну, а дальше - официальная часть: учительница благостным голосом задаёт стандартные вопросы, кто-нибудь не менее стандартно отвечает, бабушка должна внимать и получать удовольствие. А она смотрит как-то странно, и глаза у неё...посмеиваются, что-ли...

...ну и в конце учительница спрашивает: какой главный урок, который мы должны извлечь из Катастрофы? Встаёт кто-то, выдаёт обычный набор: отношение к ближнему, гуманность, своя страна, возможность самостоятельно себя защищать. Короче всё верно, но как то очень деревянно звучит.

...и тут бабушка комментирует: "Всё проще. Всё гораздо проще. Просто, если кто-то когда-нибудь будет говорить, что хочет вас убить - поверьте ему. Не ищите объяснений, почему на самом деле он имеет в виду совсем другое, не рассказывайте друг другу, что это просто какая-то политика и другие игры. Просто поверьте. А дальше: можете - деритесь, не можете - бегите. Но главное - поверьте. Сразу..."

...короче, урок закончился как-то скомканно... ( отсюда)

Вторая вещь пришла в голову мне самой, когда мы со свечкой и спичками в сумке шли в воскресенье по улице Артема  к польскому консульству. Мы шли из центра и по дороге нам попалось здание СБУ.  На той его стене, что выходит на Артема, установлена памятная доска, где на двух языках написано, что здесь было убито 3809 офицеров Войска Польского и еще около 500 польских граждан. И подумалось мне - а где общая цифра убитых в этом здании в принципе? Где доска в память о них? Почему наше государство не помнит о наших гражданах? Цифра-то побольше будет. Да и разве дело только в цифрах?
Можно долго говорить о том, что и памятник  жертвам Голодомора был установлен за чертой города, потому что горсовет возражал, и эта самая доска в память о поляках установлена в обход мерии. О том, что с другой стены СБУ, которая выходит на Мироносицкую (бывш. Дзержинского) только недавно сняли доску с портретом Дзержинского и коммунисты очень хотят ее обратно. Но местные политразборки смотряться как-то мелко и тупо. Дело же не в них. А в том, нужна ли эта память нам самим. Должны ли мы помнить об этом. Должны ли мы знать, должны ли нашим детям рассказывать об этом в школе. Должны ли мы помнить, кто мы и где мы. И что бывает в жизни. Мемориальные доски - это то, что нужно живым. Если им нужно. Нужно?

ww ii, Про политику, социальная психология

Previous post Next post
Up