Как я искала своё лицо.

Jul 26, 2011 02:20

Что общего у большого осеннего поля, сексуальной прелюдии и тех дорог, которые я всё время фотографирую?
Для меня очень много, как оказалось.
Написанный ниже длинный текст является, по сути, попыткой Ани Никитиной, искусствоведа по образованию, разобраться в творчестве Ани Никитиной, начинающего фотографа.
Есть такие книги о творчестве известных режиссёров - "Феллини о Феллини", "Висконти о Висконти". Можете считать всё ниженаписанное неким эссе "Никитти о Никитти" (захожусь от хохота). И творческий псевдоним Анна Никитти уже у меня в кармане. Можно ещё Анна Хэллоу Никитти, чтобы ещё и реверанс постмодерну отвесить.

Но шутки в сторону. Вернёмся к сути дела.

Однажды, когда мы покупали мне штатив вечером в торговом центре недалеко от дома, продавец спросил меня, что именно я предпочитаю снимать. Я растерялась, представила себе фотошкольные работы, пейзажи, натюрморты, портреты, припомнила репортажные свои наклонности, интерьерные амбиции, и прочее. "Не знаю", - честно ответила я тогда, - "кажется, всё понемногу".
Тогда он сказал не новую для меня, но всё же истину о том, что в фотографии, как и в любом искусстве, самое главное - это своё лицо, свой стиль. И как только он у меня будет, я могу придти, и меня моментально трудоустроят.
И тут я поняла, что пришло время. И даже не потому что трудоустроят, а просто уже нестерпимо пора. Техника есть, есть навыки, есть понимание, есть диплом с отличием, а лица нет.
Так свой стиль в фотографии стал моим золотым Граалем. Я принялась усердно его искать.

Путь открылся прямо таки уже на следующий день. На мастер-классе Анки Журавлёвой (для которого и покупался штатив), я услышала от неё один чудодейственный способ. Нужно смотреть очень много чужих фотографий, и сохранять себе особенно понравившиеся. Анка предлагала сохранять их по папочкам разных критериев вроде "композиция", "цвет", "рисунок объектива" и т.п.
Я попробовала, способ и правда работал, хоть я и поленилась делить всё на категории, и кидала в общую кучу.
Выяснилось, что я большой любитель фотографий про туман, про одиночество, про вечер или ночь, про людей не таких как все, про театральный, даже чуть гротескный подход к повседневности. Про красивых девушек и маленьких девочек, которым грустно, про осень и зиму, про несбывшиеся мечты, про сексуальность, про...
Ну в общем и целом я поняла, что своё пристрастие к радикальному минору в живописи, литературе и музыке я непременно должна переносить в своё фототворчество. И тогда будет мне творческий экстаз, всеобщее признание и может, даже, трудоустройство в глянце типа "Готический вестник".
А дальше стало интереснее.
Радикальный минор стал тем куском скалы, в котором мне предстояло рассмотреть все тонкости изящного произведения.
Стоило двигаться дальше.

К своему дню рождения я созвала гостей и распечатала небольшую персональную фотовыставку. Я брала те свои фотографии, которые мне нравились больше всего, не слишком анализируя их содержимое. А когда развесила их на стенах, рассмеялась. На всех, то есть абсолютно на всех фотографиях оказалась запечатлённой дорога. Менялись персонажи, иногда было пустынно, иногда кто-то сидел одиноко, в одном случае в воде стояли двое. Но зимняя, летняя и осенняя дороги повторялись и повторялись.

И тут самое время вспомнить "Большое осеннее поле", знаковое произведение Алексея Германа младшего, снятое им в студенческие времена. Там был главный герой, художник, который всё время рисовал то самое поле. А на поле сидели его странноватые знакомые, соседи и просто некие личности. И среди них был непременно художник, который тоже рисовал большое осеннее поле. Всё так просто и так гениально. Тема художника и его произведения для меня сконцентрирована в этом маленьком и гениальном фильме.

А что же сексуальная прелюдия? - спросите вы. Сейчас, сейчас.. )
Вчера я повесила в 30_day_photo фото про дорогу с пояснением того, что лучше всего я отдыхаю в пути, желательно в своём автомобиле. Многие согласились, что тоже очень любят это ощущение дороги, а одна девушка сказала, что это вероятно ещё и потому, что дорога - это же предвкушение, вот сейчас приедешь домой, в гости, на дачу и т.п.
И у меня что-то щёлкнуло. Соединились контакты осознания истины ).
Всё сошлось. Ощущение предвкушения (если мы не говорим о предвкушении чего-то негативного) - это же самое потрясающее, волнующее, вдохновляющее, что только может быть!
Само предвкушаемое событие зачастую оказывается намного прозаичнее, проще и скучнее чем ожидание его.
Думаю, у всех бывают такие ситуации. У меня так постоянно.
И образ дороги, так плотно поселившийся в моём фототворчестве, ни что иное, как образ этого самого ощущения. И это уже похоже на некие контуры.
В доказательство придётся признаться в сокровенном.
В ночь с пятницы на субботу я писала рассказ. Я очень редко пишу, и тут вдруг села и не смогла оторваться. 7 страниц убористого текста мелким шрифтом с минимальными интервалами и полями вылетели из под моих пальцев как.. ну, скажем, фейерверк. А дело всё было в том, что рассказ мой (шедший в непредсказуемом для меня направлении) оказался на самом деле ни чем иным, как описанием некой сексуальной прелюдии. И как только я написала "моя рука опустилась ниже", он был окончен.
Так что сексуальная прелюдия всё при том же. Секс - вообще мощный двигатель, в том числе и искусства. И чем изящнее удастся подать свои сокровенные помыслы, желания и фантазии, тем уникальнее будет произведение, тем больше в нём будет личного, авторского. За примерами далеко ходить не надо. Известные сказочники вроде Гауфа, Гофмана или Ганса Христиана нашего любимого Андерсена с удовольствием пользовались этим. Уж о более "взрослых" авторах я и вовсе молчу. Включив внутренний анализатор, каждый из вас с лёгкостью найдёт примеры повсюду.
Но это уже скорее совет мне от себя на будущее.
А пока, наверное, хватит. И так жарко, когда даже ночью +28, всё как у Ильи Лагутенко, который в той песне, кстати, кричал в припеве "Добежим! До фонтана! Пожаааалуйстаааа....!!" Тут я вам как бы подмигиваю. Ага?

много букв, ночь, самопознание, я

Previous post Next post
Up