Я занялась фотографией.
Сижу ночами и пишу в тетрадочку лекции с умными понятиями, перевожу их на свой женский язык.
Вот, например, "хроматические аберрации" оказались на деле разноцветными ореолами вокруг контрастных предметов на снимке.
И теперь под тэгом "уроки фотографии" я буду копировать себе кое-какие полезные сведения, собранные из разных источников на ту или иную тему. Может, кому-то тоже пригодится ). А чтобы остальным не мешало, всё это будет под катом.
Сегодняшняя моя лекция посвящена кроп-фактору, интерес к которому у меня возник после того, как в EFIX-ах к разным фотографиям мне всё время попадались странные значения фокусного расстояния - рядом со стандарными и понятными, вписывающимися в характеристики продаваемых объективов в скобочках указывались какие-то иные цифры с подписью "35mm equivalent", и на вопрос "что это такое?" яндекс мне так и не смог ответить, пришлось разбираться самой.
А вообще если кому-то кроме меня всё это нужно и интересно, я могу начать с более ранних азов.
Не знаю, задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом, почему форма объектива круглая, а кадр при этом квадратный или прямоугольный?
Ведь объектив проецирует изображение в форме круга на носитель, находящийся в камере (пленку или цифровую матрицу), остальная часть изображения просто отсекается. Хорошо ли это или плохо не нам судить, ведь представить пленку с кадрами в форме круга может быть и можно, но осуществить это на практике просто нереально. Поэтому чтобы не изобретать велосипед, матрицу в цифровой зеркальной камере мы имеем почти той же самой форма и размера что и пленку. Матрицу, соответствующую по размеру пленочному кадру, мы называем полноформатной. Но в большинстве цифровых зеркалках размер матрицы существенно меньше. Соответственно на таких матрицах регистрируется только центральная часть изображении, которое должно было бы попасть на матрицу полного формата. Визуально это воспринимается так, как будто кадр был снят объективом с большим фокусным расстоянием. Отсюда и появляется термин, связанный с увеличением фокусного расстояния. Но на самом деле никакого увеличения не происходит. Так же как и в случае с круглым объективом, часть кадр просто отсекается (по англ. crop). Поэтому термин увеличения фокусного расстояния чаще заменяется на кроп-фактор, который более точно описывает природу этого процесса. Потому что физически фокусное расстояние объектива не изменяется, а изменяется только его угол зрения.
На рисунке показаны углы поля зрения a и b при неизменном фокусном расстонии f.
Рассчитывается кроп-фактор очень легко - он равен соотношений диагонали 35мм кадра к диагонали матрицы цифровой камеры. Для большинства камер значение кроп-фактора колеблется от 1,3 до 1,6. Умножив фокусное расстояние объектива на кроп-фактор вашей камеры, вы получите, так называемое эквивалентное фокусное расстояние.
Например, если мы используем объектив с фокусным расстоянием 50 мм на цифровой зеркалке с кроп-фактором 1,6, то мы получим при этом изображение, эквивалентное углу зрения 80-миллиметрового объектива при съемке на пленку. При этом визуальное искажение снимаемого изображения будет соответствовать именно 50-милиметровому объективу. Поэтому кадр, снятый такой цифровой камерой на объектив 50 мм, не будет эквивалентен кадру, снятому 80-милиметровым объективом на пленку. Потому что у объектива 80 мм перспектива изображаемого пространства будет более сжата. Таким образом, 50мм объектив не становиться портретным объективом в 80 мм. И портретным объективом будет являться 80мм объектив, а не 50 мм с кроп-фактором 1,6. Просто для получения того же результата как при съемке 80-милиметровым объективом на пленку, вам просто придется отойти от объекта съемки дальше.
Также и глубина резкости изображаемых предметов (ГРИП) будет соответствовать реальному фокусному расстоянию вашего объектива, а не тому, которое вы получили, умножив его на кроп-фактор вашего фотоаппарата.
Но конечно больше всего проблем кроп-фактор доставляет фотографам, любящим работать широким углом. По ним он бьет больней всего, ведь на цифровой камере с кроп-фактором 1,6 объектив «фишай» (так же называемый рыбий глаз) в 16 мм дает уже скучный угол в 32 мм.
Именно поэтому таким спросом пользуются полноформатные зеркальные камеры, для владельцев которых проблема кроп-фактора просто не существует.
Другое решение этой проблемы уже давно предложено производителями цифровой техники, простое и элегантное - специальные объективы. Эти объективы проектируются специально под конкретный размер матрицы, и изображение, которое они дают, имеет меньший размер и идеально соответствует светочувствительному элементу фотоаппарата. Для того чтобы не вносить путаницу в систему обозначений, их фокусное расстояние маркирует по аналогии со стандартными объективами. Т.е. специальный объектив с фокусным расстоянием 10 мм даст на обычной 35милиметровой пленочной камере изображение как объектив с фокусным расстоянием 10 мм, только проецируемое изображение будет занимать лишь часть кадра. А для того чтобы рассчитать эквивалентное фокусное расстояние специального объектива, его все равно нужно умножить на кроп-фактор вашей камеры. Таким образом «цифровой» объектив10 мм при кроп-факторе 1,6 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 16 мм., что теоретически соответствует пленочному «фиш айю».
Если вы начали свое знакомство с фотографией в эпоху цифровой техники, то для вас проблема КРОП-фактора не будет так актуальна. И у вас нет насущной необходимости покупать фотоаппарат с полноформатной матрицей. Ведь в большинстве случаев на данном этапе развития фототехники полноформатные цифровые камеры значительно уступают в скорости съемки камерам с КРОП-фактором.
взято
отсюда