.
Теперь о пофакторном анализе, но уже не цен и количества , а за счет чего бизнес увеличивает собственность его хозяина. Таких фактора три : продавать быстро, продавать дорого, использовать чужие деньги : БЫСТРО, ДОРОГО, ЧУЖИЕ ДЕНЬГАХ.
Допустим, собственник вложил в бизнес инвестицию = 74 000$, а через год бизнес принёс чистую прибыль = 27 000$.
Данная инвестиция эффективна или нет ?
Для этого соотнесем прибыль к инвестиции ( прибыль / инвестиция) = 27 000 / 74 000 = 36% годовых. Если банки по депозитам дают меньше 36% - инвестиция эффективна, если больше 36% годовых - инвестиция неэффективна. Не имеет смысла инвестировать деньги в бизнес , если разместив их на депозит ( или отдав кому-либо в долг) можно получить больше прибыли.
Эффективность инвестирования определяется соотношением заработанной прибыли к вложенным инвестициям и последующим сравнением полученного процента со стоимостью денег на финансовых рынках.
Теперь допустим , что собственник разместил свои инвестиции не в одном, а в шести бизнесах и хочет посмотреть эффективность по каждому из них .
Как видим, лидером по эффективности является бизнес № 5, ( прибыль / инвестиция = 75%), Хотя в него вложена наименьшая инвестиция, всего 2000$ . Тогда как бизнес №1 с наибольшей инвестицией ( 32 000$), даёт эффективность только 35%
В чём причина, какие факторы влияют на эффективность ?. Сначала смотрим продажи, ведь прибыль можем получить только за счет продаж.
Видим, что наш лидер по эффективности , бизнес № 5 одновременно лузер по продажам, всего 5000$ , а лидер по абсолютной сумме прибыли бизнес № 1 не лучший по продажам, всего 19 000$ .
Следовательно, кроме продаж и прибыли есть ещё какие-то факторы, которые влияют на эффективность инвестирования.
Таких факторов три :
1) Продавать дорого
2) Продавать быстро
3) Использовать для этого чужие деньги.
Продавать дорого - это доля прибыли в продажах, чем выше прибыль в продажах, тем эффективнее бизнес.
Продавать Быстро - это сколько раз «проданы» активы, оборот активов ( не только оборот товара, но и денег , дебиторской задолженности и необоротных активов, т.е всех активов, ведь они ( активы) нужны, чтобы бизнес продавал товар и за счёт этого получал прибыль), - чем выше оборот активов, тем эффективнее бизнес
Использовать для этого заемные деньги - это сколько Активов приходится на 1 $ собственного капитала ( вложенных инвестиций + заработанной прибыли ) . Источником активов бизнеса являются инвестиции собственника, заработанная бизнесом прибыль и заемные ( чужие ) деньги, они называются обязательства. Чем больше привлечено заемных денег - тем меньше вложено своих , а значит бизнес зарабатывает прибыль на «чужих» деньгах, что, безусловно, эффективно.
Произведение этих трех факторов даёт долю прибыли в собственном капитале ( ДСК),
Из которой ( из ДСК) можно вычислить необходимую нам долю прибыли на вложенные инвестиции
Теперь смотрим, как это будет в нашем примере
Всего в бизнесы вложено = 74 000$ ,
Общая чистая прибыль за год = 27 000$
Доля прибыли в продажах = 0,25 , из чего следует, что наценка на товар = 0,25 / 0,75 = 33,3%
Оборот активов = 0,69, или 365 / 0,69 = 528 дней
На 1$ собственного капитала имеется 1,55 $ активов, т.е. соотношение собственных и заемных денег : 1 $ : 0,55$
Эти факторы в итоге дают эффективность инвестирования
0,25 * 0,69 * 1,55 = 0,267 / ( 1 - 0,267) = 36% годовых
Можно также посмотреть как обстоят дела по каждому бизнесу в отдельности.
В отличии от факторов цены и количества продаж ( или цен на сырье и норм его расхода), которые ( факторы) при анализе суммируются и вполне самостоятельны, БЫСТРО, ДОРОГО, ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ взаимосвязаны, и влияют друг на друга - т.е. представляют собой мультипликатор.
Кроме пофакторного анализа итогов работы , например за год, этот мультипликатор можно также использовать при планировании. Допустим, насколько БЫСТРЕЕ надо продавать товар, если станем продавать ДЕШЕВЛЕ ( с меньшей наценкой), чтобы при этом не уменьшить эффективность.
Называется этот мультипликатор
формула Дюпон ( DuPont formula). Название происходит американской химической компания DuPont, одной из крупнейших в мире, начавшей применять эту формулу в 1920-х годах для анализа эффективности своих предприятий.
Название составляющих формулы в классическом выражении иное, чем привёл я, но суть та же, ведь мы договорились, что в нашей работе достаточно , чтобы слова выражали суть сказанного, форма вторична. Но вы, малята, почитайте, как пишут классические учебники; надо уметь говорить на любом языке, даже если он вначале кажется сложным и непонятным.
Я постараюсь больше не пропадать так надолго.
.