О пофакторном анализе, ч.2

Nov 17, 2015 15:59

.
Теперь о  пофакторном анализе, но уже не цен и количества , а  за счет чего бизнес увеличивает собственность его хозяина. Таких фактора три : продавать быстро, продавать дорого, использовать чужие деньги :   БЫСТРО, ДОРОГО, ЧУЖИЕ ДЕНЬГАХ.

Допустим, собственник вложил в бизнес инвестицию = 74 000$,  а через год  бизнес принёс чистую прибыль = 27 000$.

Данная инвестиция эффективна или нет ?

Для этого соотнесем  прибыль к инвестиции  ( прибыль / инвестиция)  = 27 000 / 74 000 = 36% годовых. Если банки по депозитам дают меньше  36% - инвестиция эффективна, если  больше  36% годовых - инвестиция неэффективна. Не имеет смысла инвестировать деньги в бизнес , если разместив их на депозит ( или отдав кому-либо в долг) можно получить  больше прибыли.

Эффективность инвестирования определяется соотношением  заработанной прибыли к вложенным инвестициям и последующим сравнением полученного процента со стоимостью денег на финансовых рынках.



Теперь допустим , что собственник разместил свои инвестиции не  в одном,  а в шести бизнесах и  хочет посмотреть  эффективность по каждому из них .



Как видим, лидером по эффективности  является бизнес № 5,  ( прибыль / инвестиция = 75%),  Хотя  в него вложена наименьшая инвестиция,  всего 2000$ .   Тогда как бизнес №1 с наибольшей инвестицией  ( 32 000$),  даёт эффективность только 35%

В чём причина, какие факторы влияют на эффективность ?. Сначала смотрим продажи, ведь прибыль можем получить только за счет продаж.



Видим, что наш лидер по эффективности , бизнес № 5    одновременно  лузер по продажам, всего 5000$ , а лидер по абсолютной сумме прибыли бизнес № 1 не лучший по продажам, всего 19 000$ .

Следовательно, кроме продаж и прибыли есть ещё какие-то факторы, которые влияют на эффективность инвестирования.

Таких факторов три :

1) Продавать дорого

2) Продавать быстро

3) Использовать для этого чужие деньги.

Продавать дорого - это доля прибыли в продажах, чем выше прибыль в продажах, тем эффективнее бизнес.



Продавать Быстро - это сколько раз «проданы»  активы, оборот активов  ( не только оборот  товара, но и денег ,  дебиторской  задолженности  и  необоротных активов,  т.е  всех  активов, ведь они ( активы)  нужны, чтобы бизнес продавал товар  и за счёт этого  получал прибыль),  - чем выше оборот активов, тем эффективнее бизнес



Использовать для этого заемные деньги - это сколько Активов приходится на 1 $ собственного капитала ( вложенных инвестиций  + заработанной прибыли ) . Источником активов бизнеса являются инвестиции собственника, заработанная бизнесом прибыль и заемные ( чужие ) деньги, они называются обязательства. Чем больше привлечено заемных денег - тем меньше вложено своих , а значит бизнес зарабатывает прибыль на «чужих» деньгах, что, безусловно, эффективно.



Произведение этих трех факторов даёт долю прибыли в собственном капитале ( ДСК),



Из которой ( из ДСК) можно вычислить  необходимую нам долю прибыли на вложенные инвестиции



Теперь смотрим, как это будет в нашем примере



Всего в бизнесы вложено = 74 000$ ,
Общая чистая прибыль за год = 27 000$

Доля прибыли в продажах = 0,25 , из чего следует, что наценка на товар = 0,25 / 0,75 = 33,3%

Оборот активов = 0,69, или 365 / 0,69 = 528 дней

На 1$ собственного капитала имеется 1,55 $ активов, т.е. соотношение собственных и заемных денег : 1 $ : 0,55$

Эти факторы в итоге дают эффективность инвестирования

0,25 * 0,69 * 1,55 = 0,267 / ( 1 - 0,267) = 36% годовых

Можно также посмотреть как обстоят дела  по каждому бизнесу в отдельности.

В отличии от факторов цены и количества продаж ( или цен на сырье и норм его расхода), которые ( факторы)  при анализе суммируются  и вполне самостоятельны,   БЫСТРО, ДОРОГО, ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ  взаимосвязаны, и влияют друг на друга -  т.е. представляют собой мультипликатор.

Кроме пофакторного анализа итогов работы , например за год, этот мультипликатор можно также  использовать при планировании. Допустим, насколько БЫСТРЕЕ надо продавать товар, если станем продавать ДЕШЕВЛЕ ( с меньшей наценкой), чтобы при этом не уменьшить эффективность.

Называется этот мультипликатор формула Дюпон ( DuPont formula).  Название происходит американской  химической компания  DuPont,  одной из крупнейших в мире, начавшей применять эту формулу в 1920-х годах для анализа эффективности своих предприятий.

Название составляющих формулы в классическом выражении иное, чем привёл я, но суть та же, ведь мы договорились, что в нашей работе достаточно , чтобы слова выражали суть сказанного, форма вторична.  Но вы, малята,  почитайте,  как пишут классические  учебники; надо уметь говорить на любом языке, даже если он вначале кажется сложным и непонятным.

Я постараюсь больше не пропадать так надолго.

.
Previous post Next post
Up