26 сентября в ночь с пятницы на субботу к о-ву Лусон подошел тайфун Ондой (международное имя - Кетсана), который попал в новости по всему миру, в том числе и в России.
На самое интересное я, к счастью, не попал, так как вечером в пятницу, когда погода еще была спокойная, я вместе с Энн и ее другом Роном поехали в Krus na Ligas, где я жил в прошлом году три месяца перед отъездом. Энн надо было провести пробный соцопрос, чтобы испытать новые анкеты для работы в Social Weather Stations, поэтому мы отправились в мою старую комнату, где после того, как оттуда съехала Энн, живут двое знакомых bakla (геи, по-тагальски). О тайфуне я лично ничего не подозревал, так как новостей не смотрел, но даже если бы смотрел, то это мало что бы дало: Pagasa (Philippine Atmospheric, Geophysical and Astronomical Services Administration), занимающаяся прогнозами погоды, объявила на центральном и северном Лусоне signal 1 штормового предупреждения (самый низкий). В том числе благодаря этому, когда начался тайфун, люди были не подготовлены, что привело к столь значительному бедствию. В новостях слышал, что в какой-то провинции (уже не помню, где) рыбаки накануне шторма вышли в море, так как погода была безветреная и сухая. Естественно, что их больше никто никогда не видел.
Пока Энн опрашивала присутствующих по одному, а все остальные в это время резались в карты, начался сильный ливень. Из-за него мы решили переночевать там же в Krus na Ligas. Утром, однако, оказалось, что тайфун в самом разгаре: в окна заливало, крыша над комнатой - чего никогда не случалось, когда я жил там, - видимо, не выдержала, так как к обеду в самой комнате образовалось мини-наводнение. В окна шквальным ветром заливало воду. Видимость была где-то тройка десятков метров, затем - непроглядная белая пелена. Позавтракать нам, конечно, пришлось выйти. Зонт при таком потопе, ясное дело, помогает весьма слабо. Все равно, что стоять с ним под водопадом. Большинство лавок и забегаловок было закрыто. Да, и что самое неприятное, не было электричества во всем районе.
К вечеру субботы, когда дождь поутих, мы смогли сесть в трайсикл и поехать к дому. О том, что происходило во всем остальном городе, я узнал не раньше, чем дома включили телевизор.
Ливень продолжался непрерывно не меньше суток. Как сообщили, за шесть часов выпала месячная норма осадков, что привело к коллосальному потопу в Маниле и окрестных провинциях. Последнее наводнение такой силы, говорят, было в 1967. Впрочем, Ондой оказался даже сильнее. В пик тайфуна затоплено было около 80 процентов Манилы, в среднем вода поднялась до одного метра, но во многих районах высота наводнения была 5-6 метров. Естественно, что там, где все оказалось настолько серьезно, были затоплены даже двухэтажные дома по самую крышу. Лично в этот день я ни одного наводнения так и не увидел. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, ни Krus na Ligas, ни улица, рядом с которой находится мой новый дом, под водой не оказались. Однако большинство соседних улиц, - о чем я узнал из тех же новостей, - были затоплены.
Чрезвычайное положение было объявлено в 25 провинциях. Погибло несколько сотен человек. Около полумиллиона человек остались без жилья. Ущерб собственности и сельскому хозяйству еще не подсчитан, так как спасательные работы идут и сейчас - месяц спустя. Наиболее пострадавшие районы - Marikina City и Pasig City в Маниле и Cainta в провинции Ризаль - ушли под воду практически целиком. Наводнения оставались на протяжении еще двух или трех недель. В Pasig City до сих пор вода по колено. Люди сидели на крышах своих домов по несколько дней. Некоторые районы, как говорят знакомые из мест, близких к эпицентру бедствия, выглядели, как вымерший город. Возможно, что выглядят так и до сих пор.
В общем, чтобы не быть голословным, прикрепляю фотографии, которые я честно наворовал с разных источников в интернете. Никто, думаю, против не будет.
Затопленные дома и автомобили после того, как уходит вода, остаются в толстом слое грязи. Многие таким образом лишились разом и машин, и большинства вещей в доме, так как в таком виде они не подлежат ни отчистке, ни, соответственно, использованию.
По телевидению первые недели три постоянно крутили передачи в прямом эфире, где рассказывали о новостях с мест бедствия, и принимали пожертвования: денежные, еду, одежду, все, что угодно. Пожертвования собирают и сейчас: во многих магазинах стоят картонные коробки, куда можно положить материальную помощь.
Что интересно, у нас при таком происшествии скорее всего подобные передачи вели бы дикторы новостей. Здесь же новости выходили по графику, а чрезвычайные выпуски делали ведущие ежедневной программы о шоу-бизнесе, соведущая которой - Крис Акино, дочь усопшей в июле или августе бывшей президентши Корасон Акино и сестра Бенигно ‘Нойной’ Акино, который в следующем году собирается баллотироваться в президенты.
А вот и видео, можно посмотреть по ссылкам.
http://www.gmanews.tv/largevideo/latest/48375/qtv-effects-of-storm-ondoy-captured-on-largevideo/latest-photos
http://www.youtube.com/watch?v=i8bUK07uJUY&feature=relatedhttp://www.gmanews.tv/story/175252/the-hazards-of-giving А между тем 5-ого октября к Лусону подошел еще один тайфун - Пепенг (международное имя Парма). В Маниле на этот раз обошлось лишь сильным ветром с дождем, но достаточно непродолжительным. Основной же удар пришелся на север острова. Причем северянам вообще не повезло: Пепенг прошелся по Лусону один раз в направлении Тайваня, затем завис, развернулся и прошел второй раз в обратном направлении. Ситуация почти та же самая: наводнения, оползни. Четыре сотни людей погибли, миллиона три пострадали или лишились имущества, из них тысяч восемьдесят - эвакуированы. Урон сельскому хозяйству. Багио - “летняя столица Филиппин” американских времен - был несколько дней был отрезан от внешнего мира, так как все дороги, ведущие в город, были сильно повреждены. В связи с этим в Маниле на этот период сделали гигансткий прыжок цены на овощи, выращиваемые в горах северного Лусон. Например, капуста и морковь, которые обычно стоят здесь где-то в районе 90 песо за килограмм (около 2-ух долларов), стали стоить 300-350 песо за килограмм (в районе 7 долларов).
В двадцатых числах октября Pagasa сообщила об еще одном тайфуне - Рамиль (международное имя - Лупит). Однако он в скором времени замедлился, потерял силу и, помедлив где-то у северо-восточных берегов Лусона, ушел на север к Японии.
В целом, погибло более 900 человек, 180 тысяч человек - до сих пор в эвакуационных цетрах. Ущерб экономике не подсчитан.
Сезон дождей удался!