Задача части №1 в «Zeitgeist the Movie», на мой взгляд - особая, специфическая и как таковая лежит в области промо-, а именно - оглушив зрителя, раздуть ажиотаж/дискуссию вокруг фильма в целом и путать следы заказчиков. Цель достигается через большую провокацию, по сути - провокацию ради провокации. И ради нее - этот типичный трэш, этот балаган мысли, усиливаемый психоделикой (источниковая база этой мыслемешалки указана
http://conspiracyvideo.blogspot.com/2007/07/zeitgeist-movie_04.html). Согласен, тем кто задумывается/загоняется после просмотра части 1, начиная сомневаться в вере, такие сайты, как
http://anti-zeitgeistmovie.info нужны, можно и в форумах пообсуждать (
http://slavs.org.ua/dukh-vremeni-zeitgeist-2007, так же, как обсуждались «Код Да Винчи» и «Страсти Христовы»).
Части же 2 и 3 - на мой взгляд, главные, ради чего фильм и создавался - это элемент политического PR, продукт политтехнологии, причем продукт революционный. Слово о режиссере - это невидимка: официально Peter Joseph (которого никто не знает - по другим данным это лишь псевдоним James Coyman), еще по другим данным/слухам автор уже умер и тп. - в общем, концов не найти/имя не узнать.
Премьера фильма прошла в США, в июне 2007. По времени - предвыборная-2008 набирает самый ход. Раскидаем пух, смотрим внимательно: главные объекты во 2 и 3-ей частях: Буш/республиканцы + спецслужбы + Уолл-Стрит. Организация 9/11 и гибель людей впрямую возлагается на власти, которые в тот момент находятся у руля, и связанную с ними часть спецслужб, устрашающе рисуется перспектива тотального контроля за гражданами, внешняя политика абсурдируется через идею союза США с Мексикой и Канадой. Мишенью с Уолл-стрит среди многих «достойных» людей (а там больше демократов, кстати) выбран дедушка нынешнего президента Прескот Буш, чья «Юнион Банкинг» обогатилась-де на Второй мировой войне за счет всех сторон-участников, и даже на Гитлере. Достойный президент-демократ Дж. Кеннеди близко подошел и угрожал финансовому спруту, за что и поплатился. И тд. … В общем, ясно, из чьего в чей огород камешек.
Другие вопросы: напрямую ли это «демократический» заказ? Гегелевский термин Zeitgeist всплыл в масс-медиа впервые в 2000 как заглавие романа (переведенного на русский) писателя, отца киберлибертарианства Брюса Стерлинга. С того момента в медиапространстве термин последовательно «приватизируется» Google, формирующим из него один из своих брендов. В 2001 появляется первый Google Zeitgeist (
http://www.google.com/intl/en/press/zeitgeist/index.html) - отчет, якобы «характеризующий общий интеллектуальный, моральный и культурный климат эпохи» через Top gainers (динамику и содержание запросов) - выходят теперь каждый год. На корпоративном сайте о Google Zeitgeist заумно сказано, что он «демонстрирует взлет и падение звезд на небосводе поиска, мгновенное перемещение из мрака в центр и угасание». Также бренд Zeitgeist компания продвигает через наименование организуемых ею конференций по новым технологиям. Факт выхода фильма под названием именно таким, как «Zeitgeist the Movie» в эксклюзиве на GoogleVideo и анализ технологии его продвижения свидетельствуют, по-моему, о явном наличии здесь маркетинговой составляющей и, следовательно, тесной связи создателей фильма с Google. Можно домыслить и другие, помимо бренд-Zeitgeist-менеджмента, возможные цели руководства Google: наглядно показать перспективность размещения медиа-формата (кино, музыки) в Сети, раскрыть потенциал интернет-технологий в политической борьбе…
А сами политические пристрастия топ-менеджеров сыграли какую-то роль? Скорее всего, да. Традиционно в США все медиа-боссы - в политике.
Идеи характера и масштаба «Zeitgeist the Movie» в компании генерирует и реализует совладелец&CEO Эрик Шмидт (
http://www.ceo.ru.postman.ru/articles/read/640) (состояние до последнего времени оценивалось в 7 млрд. $), безусловный интеллектуал, имеющий степень доктора философии Беркли, один из известных философов Сети. Примечателен факт, что Шмидт пришел в компанию в августе 2001, а уже в декабре появился Google Zeitgeist. В том числе, Шмидт продвигает тему использования инета как инструмента в политической борьбе. В декабре 2006 он выступил с таким советом к республиканской партии: «больше полагаться на интернет во время президентских выборов 2008 год… партия, которая сможет провести наиболее удачную агитационную кампанию в Сети, в конечном итоге и победит». Отметим, работа над «Zeitgeist the Movie» должна была идти в этот момент полным ходом. Был ли это заказ конкурентов республиканцев (а это месседж - мол, ребята, не опоздайте), отвод от себя подозрений, или что-то другое - в любом случае, уверен, Шмидт был напрямую в теме.
Ну и несколько дней назад пришло подтверждение: Эрик Шмидт открыто поддержал Барака Обаму. Более того, по информации СМИ, он и ранее консультировал кандидата демократов по вопросам технологий и энергетики. Аналитики думают, что он рассчитывает на должность Технического директора в администрации чернокожего президента (
http://news2.ru/story/129028)
Так что Google не будет агитировать, как задаются вопросом некоторые СМИ - он уже давно агитирует. Революционными методами. А тема про Христа, думаю, так для затравки или для отработки технологий интернет-провокаций.