Центральным персонажем видится Дорн. И внимание треугольнику Дорн - Шамраев - Полина Андреевна. Шамраев не клоун: единственный из героев занимающийся каким-то производительным трудом, стерегущий от воров амбар с просом/житницу, с дельными, даже тонкими (на авторском контрасте с Медведенко особенно) суждениями, чучело чайки его рук дело. Связь Дорн - Шамраева по первой редакции: «Двадцать лет я была вашей женой, вашим другом…» (тут не исключено даже «дитя мое») - о чем, без сомнения, цепкий Шамраев давно знает. Здесь прочный треугольник, и муж - сторона, жертвующий [чем-то] ради большего/высшего(?) … Он не даст вынести амбар. Не даст лошадей, чтобы предотвратить отъезд жены на ж/д станцию [с потенциальным бегством с Дорном, или чтобы оставить Медведенко рядом с Машей, блокировать ее связь с Треплевым, которого сама Полина уже подталкивает к дочери, к повторению своей судбьбы. [Spoiler (click to open)] Об отношении Шамраева к жене: По первой редакции: … но тогда [Дорн] был неотразим. - Полина Андреевна тихо плачет. Шамраев (укоризненно). Полина, Полина... Также в тексте: Шамраев (подавая руку жене). Мадам?
Это все наскоро - против недооцененности фигуры Шамраева. И тут разговор:
Нина. Но, я думаю, кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. … Шамраев. Помню, в Москве в оперном театре однажды знаменитый Сильва взял нижнее до. А в это время, как нарочно, сидел на галерее бас из наших синодальных певчих, и вдруг, можете себе представить наше крайнее изумление, мы слышим с галереи: "Браво, Сильва!" - целою октавой ниже... Вот этак (низким баском): браво, Сильва... Театр так и замер. Пауза. Дорн. Тихий ангел пролетел.
Шамраев классно торпедирует заявляемую Ниной непреодолимость планки полета творческой души. Да, возможно, тут и как подкол ей и Тригорину - но и ясно отмерен уровень=приговор. Где «звезда» Сильва, где Синодальный хор. От [особой, центральной фигуры] Дорна как светлое засвидетельствование, согласие, подтверждение: «тихий ангел пролетел».